Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



10.5. Ограничение со стороны управления

 

Следующий важный элемент базовой модели роста фирмы заключается в доводе, что в любой момент времени имеют место не только пределы расширения фирмы при данном числе управляющих, но и пределы темпа, с которым может увеличиваться число управляющих и посредством этого увеличиваться мощность управления. Эти две силы создают ограничения роста фирмы в форме затрат расширения или, более конкретно, уменьшения эффективности с увеличением темпа роста, который увеличивает капиталоемкость и понижает норму прибыли.

 

Наиболее известным до сих пор исследованием ограничений роста, обусловленных управлением, является работа Пенроуз,41 а влияние этих ограничений известно в теории роста фирмы как

«эффект Пенроуз». Пенроуз не дает строгого подробного описания своей модели ни графически, ни математически, но, по крайней мере, некоторые основные ее доводы, касающиеся управленческих моментов роста, могут быть суммированы и представлены графически (см. рис. 10.6).

 

В любой момент времени фирма обладает определенными производительными ресурсами: землей, машинами, рабочей силой и, в частности, управля-

-----------------

41 PenroseЕ. The Theory of the Growth of The Firm. Oxford, 1959.

 

-----------------

ющими, услуги которых используются для реализация производственных возможностей фирмы. Эти возможности, естественно, определяются финансовыми ограничениями и ограничениями спроса, однако Пенроуз исключает их из своего анализа, считая, что эти ограничения либо никак не связаны с ограничениями со стороны управления, либо могут быть устранены при достаточном объеме управленческих услуг. Каждая фирма при этом считается уникальной, поскольку, несмотря на общность присущих любой фирме ресурсов, создаваемые каждой фирмой услуги зависят от истории их использования, прошлого и настоящего производственного опыта и т. д. и весьма разнятся от фирмы к фирме. Способность обращать себе на пользу конкретные возможности и даже само ощущение этих возможностей в не меньшей мере зависит от исторических факторов, что и придает фирме уникальность в использовании производительных возможностей.

 

Из обсуждения исключаются цели руководства, поскольку предполагается, во-первых, что фирмы максимизируют прибыль и, во-вторых, что это идентично максимизации роста, исходящей из условия прибыльности любого проекта.42

 

Вместе с тем существует важная побудительная причина роста, связанная с тем, что всегда имеются неиспользуемые производительные ресурсы, которые при их вовлечении в новые проекты, обеспечат дополнительную прибыль. Эти неиспользуемые ресурсы существуют по трем причинам. 1) Комбинация большого числа неделимых ресурсов, кроме случая очень больших фирм, означает, что некоторые из этих ресурсов будут использоваться не полностью. Более конкретно это означает, что почти всегда у работников фирмы имеются незадействованные знания, опыт, мастерство и пр. 2) Возрастающая специализация управленческих функций может существенно обострить это явление. 3) Обычно в процессе производства и расширения фирмы за счет накопления практического опыта, усвоения различной информации и т. д. непрерывно создаются новые производительные услуги. С ростом фирмы и, следовательно, вовлечением в производство новых руководителей, новых возможностей и новой информации возрастает максимум услуг, которые могут произвести ресурсы. Любое ограничение масштаба возможных операций ослабляется, и вопрос сводится к определению максимального темпа, с которым фирма, используя эти услуги для нововведений, диверсификации и т. п., может действительно расти.

 

Общие управленческие услуги, необходимые фирме в какой-то момент времени, можно разделить на две части: одни необходимы для ее деятельности в существующем виде, другие — для расширения и включают исследование рынка, создание новых продуктов, планирование инвестиций за счет потока доходов, рабочей силы и т. д. Для начала ограничим анализ предположением о фиксированном управленческом персонале. В этом случае рост фирмы все же может иметь место вследствие двух причин. Во-первых, как только новое производство налажено, его деятельность становится более рутинной и требует меньше управленческих услуг. Это означает, что фиксированные управленческие услуги, используемые для расширения, способны обеспечивать непрерывный рост фирмы. Во-вторых, это эффект обучения. По мере накопле-

------------

42 Проблемы, связанные с этим предположением, здесь не рассматриваются, поскольку они не важны для «эффекта Пенроуз» и, кроме того, они подробно рассматриваются в других главах этой

книги (см. главу 9).

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru