Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Глава 15

 

РАЗВИТИЕ ФИРМ, РЫНОЧНОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ СТРУКТУР

 

В этой главе мы соединим вместе ряд нитей из частей II и III этой книги, а также оценим влияние действий фирм на развитие структуры рынка и агрегированной структуры промышленности во времени.

 

В части II мы рассматривали поведение фирм внутри данной структуры рынка. Направление причинности в основном подразумевалось от структуры рынка к прибыли. В любой момент времени фирма является набором активов, количество и качество которых служат определяющими факторами затрат производства. Фирма сталкивается с определенным уровнем концентрации и дифференциации товаров на рынках, внутри которых она развертывает свои активы. При заданных ограничениях фирма устанавливает цену, чтобы поддержать свое положение и прибыльность. Слишком низкая цена влечет за собой неприбыльную ценовую конкуренцию на рынке. Слишком высокая цена ведет к вхождению новых фирм, быстрому уменьшению собственной доли рынка и маржи прибыли. В части III мы анализировали более активный элемент в поведении фирмы. Структура рынка и структура собственных активов не являются больше «заданными»: именно эти элементы фирма пытается изменить к своей собственной выгоде. В предыдущих главах были рассмотрены пути, способствующие достижению этой цели, в частности, например, использование нераспределенной прибыли. Инвестиции в физический капитал, исследования и разработки, расходы на маркетинг и рекламу, слияние — все это средства изменения положения фирмы, а следовательно, и структуры рынков. В этой главе оценивается совместное воздействие этих взаимозависимых элементов на структуру рынков. Литература по этому вопросу уделяла основное внимание взаимосвязи между ростом отдельных фирм и степенью концентрации рынка. Обсуждение включало оценку воздействия на структуру рынка входа новых фирм и «гибели» существующих за счет слияния. Изменения в структуре являлись предметом обсуждения в части II, где был предложен анализ прибыльности при различных структурах рынка.

 

Второй нитью нашего анализа являются вертикальная интеграция и диверсификация как главные элементы роста очень больших фирм в развитых западных экономиках. В результате указанных процессов наблюдалась не только высокая концентрация на отдельных рынках, но и очень большая концентрация активов всего промышленного сектора в руках крупных диверсифицированных фирм. Процессу, посредством которого происходит концентрация экономической «власти», будет посвящена вторая половина этой главы.

 

Структура рынка

 

Данные по США и Великобритании дают основания предположить, что концентрация на рынке значительно изменяется во времени. Допустим, что мы можем выделить «рынки» с помощью уточненной Стандартной промышленной классификации (SIC) и проигнорируем предостережения, высказанные в главе 8 о пригодности различных мер концентрации. Мюллер и Хамм1

представили данные об индексе концентрации для четырех фирм в 166 четырехзначных секторах США за период 1947-1970 гг. Средняя величина СД4 (взвешенного по добавленной стоимости) возросла на 3.9 процентных пункта, но она скрывает сильные различия между секторами: 86 секторов испытали увеличение, они включают большинство потребительских товаров; 74 сектора, в основном товары производственного назначения, показали снижение. Блэйр2 анализировал аналогичные данные для 209 четырехзначных секторов США в период 1947-1967 гг. Из них в 39

секторах индекс концентрации изменился менее чем на 3 процентных пункта в ту или другую сторону. Из оставшихся 95 показали рост индекса концентрации более чем на 3%, а 75 — менее чем на 3%. Опыт Великобритании в период 1950-1960-х гг. был более драматичен. Джордж3 анализировал индекс концентрации для пяти фирм в 209 классах продуктов в период 1958-1963 гг. Он

обнаружил, что средний (невзвешенный) CR5 за этот период возрос с 54.4 до 58.9%, отражая тем самым увеличение концентрации в двух третях классов товаров. В особенности были подвержены росту концентрации продовольствие и напитки, текстиль, транспортные средства, кожа, одежда и обувь. Наибольшее увеличение CRS можно обнаружить в тех классах товаров, где он был первоначально низким. Сойер4 подтвердил анализ Джорджа, выведя кривые концентрации для 117 секторов

------------------

1        Mueller W. F., Наmmn L. G. Trends in Industrial Market Concentration // Rev. Econ. Statist. 1974. 56. P. 511-520.

2        Blair J. M. Economic Concentration. New York, 1972.

3        George K. D. A Note on Changes in Industrial Concentration in the UK // Econ. J. 1975. 85. P. 124-128.

4        Sawyer M. C. Concentration in British Manufacturing Industry//Oxf. Econ. Papers. 1971. 23. P. 352-383.

---------------

в 1958 и 1963 гг. Из них 91 сектор показал явно выраженный рост концентрации, 13 — уменьшение и 12 дали противоречивую картину, поскольку кривые для двух лет пересекались. В следующие пять лет, до 1968 г., шло интенсивное слияние фирм в Великобритании. Джордж смог проанализировать 150 отраслей. Средний CR5 увеличился еще на 6.5 процентных пункта за счет возрастания в 102 секторах. В 61 секторе рост этого показателя составил более 10 процентных пунктов. Последний результат выявлен в секторах, где слияние происходило наиболее активно: металлообработка, электротехника, транспортные средства, текстиль, кожа, одежда и обувь, производство кирпичей. Все отмеченные изменения в концентрации отражают действия отдельных фирм в рассмотренных секторах. В следующем разделе мы представим структуру, в рамках которой можно провести анализ совместного влияния этих действий.



 

 

Продолжение текста



 

 

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru