Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



15.4. Экономия от масштаба, рост и концентрация

 

Теоретически поиск эмпирической связи между размером экономии от масштаба в секторе, ростом фирм и концентрацией не требует широких обоснований. Экономия от масштаба имеет отношение не только к минимальному размеру, обеспечивающему деятельность с наименьшими затратами, но и ко всей форме кривой затрат до этого минимума. Уровень затрат при субоптимальном масштабе будет важной детерминантой выживаемости малых заводов. Это обсуждалось в главе 2. Здесь нас будут интересовать следующие два аспекта: влияние масштаба на рост фирм — в понятиях, используемых в разделе 15.2, мы рассмотрим влияние на величину β; влияние масштаба на концентрацию при данном размере рынка.

 

Неоспоримо, что дисперсия темпов роста больше для фирм малых размерных классов. Это было объяснено Хаймером и Пашиджаном45 как реакция малых фирм на субоптимальный масштаб. Они

предположили, что малые фирмы должны либо выйти из бизнеса вследствие малого размера, либо предпринимать значительные усилия для роста. В результате некоторые фирмы имели успех при выполнении этой задачи, в то время как другие приходили в упадок и в конечном итоге исчезали. В своем исследовании роста фирм, которым удалось выжить, Мэнсфилд46 обнаружил, что темп

роста наименьших фирм был в среднем выше, чем у более крупных фирм. Его выводы совпадают с гипотезой «рост или выход из бизнеса» Хаймера и Пашиджана.

 

Другие исследования связи средних темпов роста и размера фирм были рассмотрены в разделе 15.2. Наиболее достоверный анализ (в смысле охвата

 

---------------

45       Hymer A., Pashigan P. Op. cit. (см. сноску 16).

 

46       Mansfield E. Entry, Gibrat’s Law, Innovation and the Growth of Firms //Amer. Econ. Rev. 1962. 52. P. 1023-1051.

---------------

отраслей и числа фирм) проведен Сингхом и Уиттингтоном,47 которые обнаружили слабую положительную связь между размером и ростом в 21 секторе в Великобритании в период 1948-1960 гг.

Можно, следовательно, предположить, что экономия от масштаба не является сильной детерминантой темпов роста различных фирм.

 

 

 

Продолжение текста

 

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




 

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru