Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Глава 13

 

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ И ИННОВАЦИИ

 

В предыдущей главе мы видели, как фирма может изменить свое положение, расширяя производственные мощности. В этой главе основное внимание уделяется второму основному способу использования фондов фирмами — инвестированию средств в исследования и разработки для создания новых технологий или новых продуктов. Цель фирмы заключается в изменении условий деятельности фирмы на рынках. Расходы на исследования и разработки являются, таким образом, важной составной частью конкурентной стратегии фирмы. Они могут также служить основанием для последующего роста посредством диверсификации.

 

13.1. Определения

 

Литература по данной проблематике страдает отсутствием четких определений терминов. Даваемые здесь определения не претендуют на единодушное одобрение всеми авторами, работающими в данной области. Они лишь создают основу для обсуждения в последующих разделах и прояснения некоторых теоретических вопросов (см. рис. 13.1).

 

Мы определяем технологию как информацию, специфицирующую (в инженерном смысле) продукцию или технологический процесс. Она должна быть чем-то большим, чем просто идея: будучи реализованной (в процессе или продукте) согласно соответствующей спецификации, она должна «работать». Технология в любой момент времени является совокупностью спецификаций или рабочих чертежей. Если какое-либо изобретение не достигает стадии рабочего чертежа, то оно исключается из понятия «технология». Задачей научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) как раз и является доведение таких идей до стадии рабочего чертежа. Тогда изменение в имеющемся наборе чертежей представляет собой технологическое изменение.

 

Не всякая технология применима в любое время. Иные технологии будут технически неэффективны в том смысле, что они используют больший объем производственных факторов, чем другие. Изокванта на рисунке 13.2 показывает границу технической эффективности всех возможных технологий, использующих два фактора производства. Точки за этой границей соответствуют рабочим чертежам, которые в принципе пригодны, но которые никто не будет рассматривать при создании нового предприятия. Не все технологии, соответствующие точкам на самой изокванте, будут использоваться в данный момент времени. Относительные цены на факторы (отраженные наклоном изокосты) обусловливают то, что один технологический процесс характеризуется меньшими затратами, чем другие. Именно такой процесс и будет применяться в новых предприятиях.

 

 

 

 

Процессовая инновация может появиться двумя способами. Она может явиться следствием сдвига в относительных ценах, который укажет для существующей изокванты новую технологию с минимальными затратами; в этом случае расходов на НИОКР не будет, поскольку технология не изменяется.

В альтернативном варианте технологическое изменение может переместить изокванту (или некоторые точки на ней) ближе к началу координат, стимулируя таким образом процессовую инновацию. При этом «инновация» относится к первому использованию новой технологии.

Со временем эта технология распространяется и на другие фирмы. Техническое изменение включает в себя как инновацию, так и ее распространение.

 

Аналогичного различия между доступной и эффективной продуктовой технологией не существует, так как трудно исключить из рассмотрения определенные продукты исходя только из инженерных соображений. Однако повторим еще раз: выбор продукта также зависит от относительных цен на факторы. Продукт может быть настолько дорогостоящим или же иметь настолько неприемлемую спецификацию, что для него просто не будет существовать рынка. Изменение продукта может стимулироваться либо модификацией технологии, либо изменениями в относительных ценах. Изменение в относительных ценах может быть прямым следствием изменения потребительских предпочтений или же может проистекать из изменений в затратах изготовления различных продуктов (в этом случае процессовая инновация непосредственно ведет к продуктовой инновации). Инновация здесь опять-таки относится к первому производителю продукта. Распространение же продуктовой инновации характеризует скорее распространение продукта среди потребителей, чем распространение его среди фирм-производителей. Инновация и распространение нового продукта вместе составляют изменение продукта.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru