Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Глава 9

 

ФИРМА: ЦЕЛИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

9.1. Введение

 

В семи главах второй части этой книги изучались структурные условия, с которыми сталкиваются фирмы на рынке, и их воздействие на поведение и результативность фирм. В сущности, фирмы рассматривались как однопродуктовые экономические единицы, которые в текущей или в перспективной экономической обстановке максимизируют прибыль посредством решений ценах, рекламе и инвестициях. Наряду с освещением вопросов стратегического сдерживания входа, некоторые моменты которого рассматривались фирмой в смысле манипулирования будущей рыночной структурой ради достижения своих преимуществ, предполагалось, что фирмы пассивно реагируют на структурные условия, с которыми они сталкиваются, преследуя эту цель. Однако концепция пассивной фирмы, максимизирующей прибыль путем принятия решения о цене при производстве одного изделия, сразу поднимает ряд проблем.

 

Первая, как мы видели, заключается в том, что в зависимости от рыночной структуры фирмы временно или постоянно могут получать прибыль, превышающую минимум, необходимый для поддержания их выживаемости. Это означает, что максимизация прибыли больше не является необходимым условием для выживания, как было бы в условиях совершенной или монополистической конкуренции. Поэтому возможна свобода действий в вопросе о целесообразности максимизации прибыли. Существует свобода действий и в том, как распорядиться полученной прибылью. Фирма с такими возможностями может стать активной действующей силой и попытаться модифицировать рыночную структуру, снизить конкурентное давление и расширить доступные деловые возможности. Все это, как и конечные результаты фирмы, в какой-то мере становится эндогенными элементами, зависящими от прибыльности фирмы.

 

То, что концепция активной фирмы может породить множество новых вопросов, становится ясно, как только мы вспомним базовую структуру фирмы, приведенную на рисунке 1.6. Прибыльность, которая возникает из модели рынка, определяет наличие источников привлечения капитала, последний может использоваться разными способами, чтобы изменить условия затрат и спроса, лежащие в основе модели рынка. Инвестиции в основные производственные средства, расходы на процесс исследований и разработок определяют изменение структуры затрат во времени. Рыночные инвестиции и создание благодаря исследованиям и разработкам новых продуктов влияют на предпочтения потребителей — это один из факторов, определяющих условия спроса, в то время как поглощение и слияние компаний ведет к изменению числа и размеров фирм — факторов, действующих на стороне предложения. Упомянутые вопросы рассматриваются в III части книги, и данная глава является первым шагом к изучению фирмы под таким углом зрения.

 

Вторая проблема — это явное и существенное расхождение между концепцией фирмы, разработанной в предыдущих главах, и реальными действиями многих современных корпораций, которые вместе контролируют значительную часть промышленного производства. Корпорации, зачастую крайне большие, в высшей степени диверсифицированные и сложно организованные, часто обладают значительной экономической властью над своим окружением. Многое в поведении таких корпораций с трудом согласуется с простыми целями максимизации прибыли. Решающим является тот факт, что лица, принимающие решения в рамках корпораций, обычно не являются их владельцами и не получают произведенной прибыли. Возникает вопрос: почему они буду стремиться к прибыльности за границами минимума, необходимого для выживания фирмы?

 

Третья, и в сущности наиболее фундаментальная, проблема состоит в том, что фирмы как таковые не могут иметь целей: цели могут иметь только люди. Только если фирма состоит из одного человека или может на законном основании рассматриваться как единая неделимая человеческая единица, принимающая решения, приписывание мотивов фирме может быть приемлемым. Поскольку мы убедились, что фирмы в реальном мире состоят из разных частей, с каждой из которых связано большое число людей, проблема становится сложнее. В частности, необходимо выяснить, почему, если мотивация правильно понята, люди объединяются в группы, в пределах которых организуются производство и продажа, а не вступают между собой в обычные рыночные контакты; как разные участники — акционеры, управляющие, рабочие и т. д. связаны друг с другом; что они хотят получить от своего членства в фирме; как эти потенциально различные цели взаимодействуют и определяют общее поведение фирмы.

 

Четвертая проблема — наличие неопределенности в экономической среде. Это значит, что кто-то должен подвергаться риску, свойственному производству и распределению, — прежде всего риску того, что продукция не будет продана, как ожидалось, и в результате придется нести убытки. Если фирма управляется собственником и управляющим в одном лице, то риск несет собственник, и, при условии введения в анализ вероятностных терминов, базовая теория, до сих пор используемая, могла бы выдержать испытание. Но когда есть управляющие и акционеры, встает важный вопрос, кто несет риск. Мы увидим несколько позже в этой главе, что в некоторых случаях акционерам разумнее было бы заключать такие контракты с управляющими, которые подразумевают, что последние должны нести весь риск, но такие случаи редко встречаются на практике.

 

С другой стороны, из последующих глав станет ясно, что полностью конкурентный рынок капитала может при некоторых ограничениях перенести весь риск с управляющих, принимающих решения, на акционеров, владеющих компанией. В таком случае управляющий при условии, что он принимает близко к сердцу интересы акционеров, становится только исполнителем решений предпринимателя-акционера, и мы можем придерживаться того взгляда, что фирма максимизирует прибыль в условиях неопределенности. На практике, однако, ситуация такого типа встречается редко либо не встречается вообще. Даже если бы рынок капитала был совершенно конкурентным, необходим целый ряд других очень маловероятных институциональных условий, чтобы управляющие точно знали, как акционеры оценивают неопределенные исходы. При отсутствии таких знаний управляющие, хотят они того или нет, вынуждены принимать решения, учитывая, хотя бы и частично, свою оценку риска. Важнейший пример этого — распределение внутренних фондов, которые, хотя и являются собственностью акционеров, во всех обстоятельствах, кроме чрезвычайных, используются управляющими при слабой или вне всякой связи с предпочтениями акционеров. Ответственность управляющих за риск неизбежно вводит цели управляющих в процесс принятия решений, а они могут отличаться от максимизирующих прибыль целей акционеров.

 

Наконец, если иные цели, кроме максимизации чистой прибыли, играют какую-то роль, то имеет смысл понять, дают ли они качественно иные предсказания о поведении фирм. Это требует конструирования моделей максимизации с отличными от прибыли критериями изучения их свойств и сравнения их с существующими подходами при сопоставимых данных.

 

Такие проблемы, естественно, привлекают внимание к фирме как таковой. Если фирмы имеют возможность изменить свое конкурентное положение, что в таком случае ограничивает их власть и каковы основные факторы, как внутренние, так и внешние, определяющие их результативность? Если максимизация прибыли не существенна, нужно ли ее обязательно предполагать? Если нет, то какую альтернативу ей противопоставить? На более фундаментальном уровне какие критерии можно использовать, чтобы судить, какие мотивационные предположения являются наилучшими? Во многих случаях еще нет общепринятых или определенных ответов на такие вопросы, но они, вероятно, имеют важное значение при анализе результативности промышленности и промышленной политики.

 

Эта глава вводит в рассмотрение именно таких спорных вопросов, сосредоточивая внимание собственно на фирме как организации, а также на мотивациях, которые ее характеризуют. Будет затронут ряд взаимосвязанных вопросов. В разделе 9.2 мы задаемся вопросом, чем же на самом деле является современная промышленная фирма и какие из ее главных характеристик необходимо отразить в последующем анализе. В разделе 9.3 внимание уделено различиям между собственностью и управлением, а также пределам, в которых они разделяются в современных корпорациях.

 

При таком анализе в первую очередь выясняется, что многие фирмы — это чрезвычайно большие организации, которые распределяют ресурсы в громадных масштабах посредством директивного внутреннего управления и планирования. Как таковые они представляют главную альтернативу рыночному механизму распределения ресурсов. Тогда возникает большей частью игнорировавшийся до недавнего времени вопрос: почему фирмы, особенно крупные, должны вообще существовать вместо большого числа промышленных контрактов между заинтересованными сторонами через серию рынков? Какой из механизмов наиболее пригоден для того или иного типа сделок и дает ли это какой-нибудь ключ к выявлению наиболее эффективного размера внутренней деятельности фирмы, за пределами которого внешние рыночные сделки оказываются предпочтительней? Эти проблемы освещены в разделе 9.4.

 

Затем мы рассматриваем альтернативные мотивации. Во-первых, предположение о максимизации прибыли (или, более обобщенно, максимизации фирмой чистых активов, измеряемых сегодняшней ценностью будущего потока ожидаемой прибыли) отчасти опиралось на аксиоматические аргументы, относящиеся к природе рационального поведения, и совсем неясно, почему просто существование свободы действий относительно уровня прибыли должно их подорвать. Основополагающее предположение о максимизации прибыли рассматривается в разделе 9.5. Альтернативы изучаются в разделе 9.6. В разделе 9.7 теоретически и эмпирически исследуется вопрос, каковы внутренняя организация и управление фирмы и до какого предела простирается дисфункциональное поведение, а именно поведение, которое случайно или осознанно ослабляет или отвлекает усилия от преследования целей собственников, как оно может быть сведено к минимуму через конкуренцию, организационное проектирование или через свойства компенсационных систем вознаграждения, применяемых внутри фирмы. В разделе 9.8 представлены наиболее важные из немаксимизирующих прибыль статических моделей фирмы и проведено сравнение их с традиционными. Общие выводы представлены в разделе 9.9.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru