В. ФРЕД ВАН РААЙ
ЭКОНОМИКА И ПСИХОЛОГИЯ
40.1. Введение
Микроэкономическая теория начала развиваться в XIX в., когда психология как наука еще только зарождалась. Экономисты того времени не могли использовать результаты современных им психологических исследований при разработке основных предпосылок о поведении человека, принятых в экономической теории. Отметим, что многие экономические теории пытаются объяснить и предсказать не экономическое поведение индивидов, а «поведение» рынков и институтов.
Подобные предпосылки необходимы на первой стадии развития теории, поэтому неудивительно, что ранняя экономическая теория была нереалистичной с точки зрения психологии. На последующих стадиях, после эмпирической проверки гипотез, должна быть выработана простая модель, способная лучше объяснить более широкий круг наблюдаемых явлений. С экономической теорией дело обстояло не так. Она пошла по пути более сложного эконометрического анализа на основе простых предпосылок относительно поведения человека.
Однако применялись и некоторые результаты психологических исследований. Например, концепция, рассматривающая товар как набор характеристик (Lancaster, 1966), теория аллокации времени (Becker, 1981), включение в экономическую теорию принципа когнитивного диссонанса (Akerlof, Dickens, 1982). Эти заимствования из психологической теории вводились ограничено и спустя десятилетия после их появления в самой психологии.
Важность психологии для экономической теории неоспорима. Принимать во внимание результаты исследований человеческого поведения необходимо, так как люди реагируют на экономические условия в зависимости от того, как они их воспринимают. И эти восприятия, оценки и последующие решения могут систематически оказываться ошибочными. Человек не всегда принимает оптимальные решения и максимизирует полезность. Экономическая психология снабжает нас фактами о поведении потребителей, бизнесменов, налогоплательщиков, политиков и инвесторов, что не только способствует развитию экономической теории, но и дает более богатую картину экономического поведения. Обобщая эти рассуждения, можно сказать, что экономическая психология предлагает междисциплинарные рамки, в которых для объяснения экономического поведения индивидов и групп могут быть привлечены методы и теории экономической и психологической наук. Развитие психологии, главным образом когнитивной и социальной, привело к выделению междисциплинарного направления — экономической психологии (Furnham, Lewis, 1986; MacFadyen, MacFadyen, 1986; Lea et al., 1987; Van Raaij et al., 1988). Направление, развивавшееся на основе экономической теории, получило название поведенческой, или психологической, экономической теории (Katona, 1975; Scitovsky, 1976, 1986; Gilad, Kaish, 1986a, b; Earl, 1988).
Цель этой главы — показать, что применение результатов психологических исследований в экономической науке позволяет полнее объяснить экономическое поведение.
40.2. Экономическое поведение
Общим для экономики и психологии является то, что обе науки пытаются описать, объяснить и, по возможности, предсказать экономическое поведение на индивидуальном и агрегированном уровнях. Экономика главным образом занимается предсказанием экономического поведения на агрегированном уровне, а также исследованием прямых зависимостей между сигналом и результатом, например между ценами и объемом покупок. Однако это не означает, что экономисты должны игнорировать психологические переменные (например, восприятие и оценку), действие которых вклинивается в цепочку «сигнал—результат» (input—effect).
Экономическое поведение — это человеческое поведение, связанное с выбором и принятием решения относительно альтернативного использования редких ресурсов (денег, времени, усилий, пространства, материальных ресурсов и энергии) с целью удовлетворения потребностей. Можно предположить, что редкий ресурс будет использоваться таким образом, чтобы достичь удовлетворительного уровня полезности. Редкость средств выражается теми ограничениями, которые накладываются бюджетами финансов, времени, усилий и др. Причем бюджеты могут быть взаимозаменяемы. К примеру, мы можем увеличить финансовый бюджет за счет уменьшения бюджетов времени и усилий: случай оплаченной работы. Выбор альтернативы использования ресурса зачастую становится предметом анализа издержек и выгод, который требует расширения концепции путем включения
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90