ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ
Исследование ценовой конкуренции — фундаментальная часть теории олигополии — одно из самых слабых ее звеньев. Оказывается, что наиболее очевидная естественная формализация иногда дает неубедительный результат. Более глубокое размышление показывает, что с экономической точки зрения эта формализация наивна, и тогда приходят на ум альтернативные подходы.
В этой главе мы предполагаем, что на рынке фирмы «встречаются только однажды». Они одновременно и несогласованно назначают цену. Парадокс Бертрана, рассмотренный в разделе 5.1, гласит, что при таких обстоятельствах даже олигополисты ведут себя подобно конкурирующим фирмам; это означает, что для изучения ценового поведения число фирм в отрасли не имеет существенного значения. В разделе 5.2 содержится обзор трех альтернативных подходов, которые будут разработаны ниже и в последующих двух главах. В разделе 5.3 вводится в рассмотрение один из этих подходов, связанный с убывающей отдачей от масштаба или с ограничениями по мощности; там же изучаются принципы модели, конкурирующей с парадигмой Бертрана, — модели Курно для количественной конкуренции. Модель Курно предполагает, что фирмы выбирают не цены, а количества, в то время как аукционист для выравнивания спроса и предложения выбирает цену. Эту модель часто справедливо критикуют на том основании, что не существует такого аукциониста, и в конечном счете цену выбирают фирмы. Суть раздела 5.3 состоит в том, что конкуренцию по Курно можно рассматривать как двухшаговую игру, в которой фирмы сначала выбирают мощности (или, в более общем случае, переменные масштаба), а затем конкурируют посредством цен. В разделе 5.4 обсуждаются основные свойства модели Курно. В разделе 5.5 рассматриваются индексы концентрации. В Дополнительном разделе завершается начатое в разделах 5.3 и 5.4 исследование ценовой конкуренции при ограничениях по мощности и других аспектов модели Курно.
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90