Мюллер Д. Общественный выбор III / Пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева, А. С. Скоробогатова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики, Институт «Экономическая школа». — М. 2007. — XIV+994 с.
ГЛАВА 2
Причина коллективного выбора — аллокативная эффективность
Если бы каждый человек имел достаточную проницательность, чтобы всегда сохранять четкое восприятие, сильную заинтересованность, обязывающую его к соблюдению справедливости и равенства, и силу ума, достаточную для упорной приверженности общей и отдаленной цели в противоположность соблазнам удовольствия и выгоды в настоящем, то не было бы на свете государства или политического общества; каждый человек, следуя своей естественной свободе, жил бы в совершенном мире и гармонии со всеми остальными.
Давид Юм
Государство — мудрое изобретение человека, предназначенное для удовлетворения человеческих потребностей. Люди имеют право на то, чтобы их потребности были удовлетворены этим мудрым изобретением.
Эдмунд Берк
2.1. Общественные блага и «дилемма заключенных»
Возможно, наиболее важным достижением экономической теории является демонстрация того факта, что индивиды с чисто эгоистическими мотивами могут получать взаимную выгоду от обмена. Если А выращивает крупный рогатый скот, а В — кукурузу, они могут увеличить свое благосостояние, обменивая скот на кукурузу. При помощи ценовой системы процесс может быть расширен до огромного количества разнообразных товаров и услуг.
Хотя ее часто изображают как идеальный пример благоприятного исхода исключительно частной, индивидуалистической деятельности в отсутствие государства, теорема «невидимой руки» подразумевает существование системы коллективного выбора, сравнимой по утонченности и сложности с рыночной системой, которой она управляет. Ведь варианты выбора, с которыми сталкиваются A и В, не сводятся к вариантам «торговать» или «не торговать», как неявно предполагается в этом примере. А может предпочесть украсть кукурузу у В, вместо того чтобы отдать за нее свой скот; В может поступить аналогичным образом. В отличие от торговли, которая является игрой с положительной суммой, приносящей выгоду обоим участникам обмена, воровство в лучшем случае является игрой с нулевой суммой. То, что выигрывает А, проигрывает В. Если воровство и борьба с ним уменьшают способность А и В выращивать кукурузу и скот, мы получаем игру с отрицательной суммой. В то время как при торговле каждый стремится улучшить свое положение и обе стороны оказываются в выигрыше, при воровстве эгоистичные устремления каждого приводят к тому, что оба проигрывают.
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90