Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Дж. Бреннан, Дж. Бьюкенен Причина правил. Конституционная политическая экономия. Выпуск 9 серии "Этическая экономия: исследования по этике, культуре, и философии хозяйства" / Пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева. — СПб: Экономическая школа. 2005. 272 с.

 

 

ГЛАВА 6

 

ПОЛИТИКА ВЕЗ ПРАВИЛ, I: ВРЕМЯ И НЕОГРАНИЧЕННОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

I. Введение

 

В предыдущей главе мы попытались продемонстрировать, что поведение индивидов в ситуации коллективного выбора, скорее всего, будет отражать более короткие временные горизонты, чем сопоставимое поведение в ситуации частного или индивидуализированного выбора, причем это явление имеет рациональные с точки зрения индивидов причины. Человек, который в ситуации частного выбора, возможно, будет готов подождать и вести себя бережливо с тем, чтобы он сам или его наследники смогли получить плоды долгосрочных инвестиций в человеческий или нечеловеческий капитал, в то же время, в ситуации коллективного выбора не пожелает ждать, что находит отражение в выражаемых предпочтениях через принимающие решения политические институты. Из-за неизбежного «размывания» идентифицируемых прав или долей отдельных индивидов в плодах коллективных или правительственных «капиталовложений» временные горизонты индивидов в сфере политики укорачиваются. Если эта основополагающая гипотеза верна, то из нее следует, что, поскольку современные общества становились более коллективизированными или политизированными, происходил скрыто присутствовавший в размещении экономических ресурсов сдвиг к более высокой ставке дисконтирования.

 

В этой главе мы обращаем больше внимания на менее абстрактный и более практический уровень политики реального мира. Однако мы должны подчеркнуть, что это обращение будет ограниченным; мы не осмеливаемся вторгаться в сферу детального рассмотрения различных институтов - исторического или описательного. В каком-то смысле наше изложение остается абстрактным - мы исследуем прогнозы действия идеализированных моделей политики в демократических обществах, выясняя, чего можно ожидать от этих моделей при их столкновении с современными проблемами. Аналитические модели политики помогают нам понять, почему эти хорошо знакомые проблемы не исчезают из современной политической жизни. Такое понимание, однако, является здесь побочным продуктом главной функции нашего анализа, которая состоит в том, чтобы обосновать необходимость конституционных правил или ограничений соображениями практической политики.

 

Наша цель заключается в том, чтобы развить межвременную тему при помощи наглядных и хорошо знакомых примеров, взятых из тех экономических проблем США и других стран Запада 1970-х и 1980-х годов. Мы рассмотрим «ловушку высокого налога», «инфляционную ловушку» и «ловушку государственного долга»; все они демонстрируют общую проблему неблагоразумия в современных демократиях, хотя различные страны испытывали эти проблемы в разной степени с точки зрения относительной их важности. По мере развития анализа станут очевидными те выводы, которые должны быть сделаны для нашей более широкой и полной темы; правительства можно побудить к учету долгосрочной перспективы только в том случае, если они соответствующим образом ограничены в своих действиях не существующими в настоящее время конституционными правилами. Эти причины, обуславливающие необходимость правил, вытекают из понимания того, как функционируют современные политико-экономические системы.

 

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru