Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Глава 8

 

ВХОД, ЕГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ВЫХОД

 

В предыдущей главе мы видели, как постоянные затраты (или, в общем случае, возрастающая отдача), ограничивая вход, порождают рыночную структуру с несовершенной конкуренцией. Однако, даже когда постоянные затраты действительно ограничивают вход, положительные (сверхнормальные) прибыли не гарантированы. Действительно, в равновесии со свободным входом фирмы получают нулевую прибыль (с точностью до целого). Для того чтобы объяснить, почему норма прибыли в некоторых отраслях систематически выше, чем в других, необходимо предположить, что в этих отраслях должен существовать некоторый тип ограничения на вход, не позволяющий другим фирмам использовать в своих интересах выгодные рыночные ситуации. В этой связи Бэйн [4] определил как входной барьер все, что позволяет укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа.1

 

Правительство иногда ограничивает вход, например посредством введения разрешений, лицензий, патентов, медальонов на право быть водителем такси. Эти ограничения могут порождать прибыли выше нормальных.2 Другие примеры включают применение некоторых правительственных стратегий закупок или предоставление лицензий на импорт (в ситуациях, когда внутренний

рынок уже не конкурентен, возможно, из-за значительных постоянных затрат) для формирования внутренних монополий.3 В этой главе мы рассмотрим неправительственные барьеры на вход.

----------------------

1        Стиглер [129] предложил альтернативное определение, основанное на асимметрии укоренившихся фирм и новичков. Фон Вейцзекер [136] дал близкое к Стиглеру определение: барьер на вход

— это затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли, и которые влекут за собой искажение в распределении ресурсов с общественной точки зрения. Всесторонний анализ барьеров на вход см в [36] и [137].

2        В Нью-Йорке медальон на такси продается за 100000 дол. Эту сумму можно интерпретировать как настоящую дисконтированную ценность положительных прибылей, которые будут

получены на рынке с легально ограниченным входом.

3      Другой институциональный барьер на вход вполне может быть представлен лагами и затратами, предписанными процессами регулирования. Например, фирма MCI потратила 10 млн дол. на

урегулирование и решение юридических вопросов и ожидала 7 лет разрешения на строительство микроволновой установки стоимостью 2 млн дол., на доводку которой потребовалось 7 месяцев. Укоренившаяся отрегулированная фирма AT&T, которая имела штат юристов и экономистов, специализировавшихся на вопросах регулирования, искусно доказала, что в новой услуге нет нужды и что MCI лишь стремилась войти в прибыльную часть рынка, которая, как утверждала AT&T, использовалась для субсидирования некоторых менее прибыльных услуг («снятие сливок»). Критику доктрины Ноэрра—Пеннингтона, которая (в частности, в случае AT&T) защищает компании от ответственности за участие в правительственных делах, см. в [17, 18]. Эти авторы утверждают, что вмешательство компании в процесс регулирования может быть пустой тратой времени и что такое вмешательство (называемое «хищничество процесса регулирования») следует рассматривать строго, поскольку злоупотребления бывает трудно вскрыть.

--

 

Бэйн [4] неформально определил четыре элемента рыночной структуры, которые влияют на способность закрепившихся на рынке фирм предотвращать снижение сверхприбылей (рент) под воздействием входа.

 

Экономия от масштаба (например, постоянных затрат). Бэйн утверждал, что если минимально эффективный масштаб составляет значительную долю отраслевого спроса, то рынок может выдержать лишь небольшое число фирм, которые получают сверхприбыль, не поощряя вход. Это утверждение рассматривается в разделе 8.1, где мы исследуем ситуации естественной монополии или олигополии и теорию состязательности. См. также подраздел 8.6.1.

 

Абсолютные стоимостные преимущества. Закрепившиеся фирмы могут владеть лучшими способами производства, приобретенными с опытом (в процессе работы) или благодаря исследованиям и разработкам (запатентованные или секретные инновации). Они могли уже накопить капитал, который сокращает их затраты на производство. Они могли также закрыть для новичков доступ к ключевым ресурсам, заключив контракты с поставщиками. В разделе 8.2 и подразделе 8.6.1 мы рассмотрим накопление капитала укоренившимися фирмами. В подразделе 4.6.2 рассмотрена доктрина ограничения доступа на рынок. Исследования и разработки изучаются в главе 10.

 

Преимущества продуктовой дифференциации. Укоренившиеся фирмы могут запатентовать новые продукты (что, конечно, можно рассматривать как выгоду от затрат в отношении продукта), или скупить нужные ниши в пространстве продуктов, или пользоваться приверженностью своих потребителей (аргумент ниши рассматривается в подразделе 8.6.2).

 

Потребности в капитале. Согласно этому спорному элементу входных барьеров, новички могут столкнуться с трудностями в поисках финансирования для своих инвестиций из-за риска для кредиторов. Один аргумент состоит в том, что банки менее склонны предоставлять кредиты новичкам, так как они менее известны, чем укоренившиеся фирмы. Другой аргумент (который будет рассмотрен в разделе 9.7) состоит в том, что росту новичков могут препятствовать убытки, причиняемые им укоренившимися фирмами, чтобы ограничить их возможности в поисках финансирования для новых инвестиций.

 

Бэйн также предложил различать три вида поведения укоренившихся фирм перед лицом угрозы входа новичков.

 

Блокированный вход. Укоренившиеся фирмы конкурируют, как если бы не было угрозы входа. Даже в этом случае рынок недостаточно привлекателен для новых фирм.

 

Сдерживаемый вход. Вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фирмы модифицируют свое поведение, с тем чтобы эффективно мешать входу.

 

Предоставляемый вход. Укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) находят более выгодным позволить новичкам войти, нежели возводить дорогостоящие входные барьеры.

 

Предположения Бэйна, очевидно, нуждаются в дальнейшем анализе. Наиболее известная модель входных барьеров — это «модель ограничивающего ценообразования» («limit pricing model»*) [4, 96, 131], основная идея которой состоит в том, что при некоторых обстоятельствах укоренившиеся фирмы могут удерживать цену так низко, что отбивает охоту к входу. Эта идея оставалась спорной, пока Спенс [122], Диксит [26, 27], Милгром и Робертс [95] не прояснили ее основные аспекты.4 В весьма общем виде новый анализ Спенса— Диксита (раздел 8.2) предлагает

рассматривать модель последовательной количественной конкуренции по Штакельбергу как модель последовательного выбора мощностей. Это означает, что, хотя конкуренция на продуктовом рынке (если она имеет место) определяет рыночную цену в коротком периоде, в длительном периоде фирмы конкурируют в накоплении мощностей (интерпретацию количеств как мощностей см. в главе 5). Преимущество укорененности (возможность раннего накопления капитала) побуждает укоренившиеся фирмы накапливать большие мощности (и поэтому назначать низкую цену) для сдерживания или ограничения входа. Пересмотр теории ограничивающего ценообразования, предложенный Милгромом—Робертсом, основывается на асимметрии информации, которой владеют укоренившаяся фирма и новичок. В их модели укоренившаяся фирма назначает низкую цену не потому, что она имеет большую производственную мощность (ограничения по мощности не играют здесь никакой роли), а потому, что она пытается передать информацию о том, что либо спрос, либо ее собственные предельные затраты низки, тем самым сигнализируя потенциальному новичку (новичкам), что вход малоприбылен. Эти две модели имеют достаточно отчетливые положительные и нормативные следствия.

 

Возведение входных барьеров — лишь один аспект стратегической конкуренции. Другим аспектом является принуждение соперников к выходу из отрасли. И даже если ни вход, ни выход не поставлены на карту (случай «предоставления входа» («accommodation»)), фирмы сражаются за рыночные доли. В главе 6 рассматривались примеры таких сражений, когда фирмы неоднократно вступают в ценовую конкуренцию. Фирмы конкурируют также по неценовым аспектам (мощности, технология, исследования и разработки, реклама, дифференциация продукта и т. п.). В главах 5 и 7 представлены примеры неценовой конкуренции, но там мы сосредоточились на рассмотрении неизменных (статических) ситуаций, когда фирмы выбирают свои неценовые переменные одновременно; мы не учитывали важную возможность влияния на последующее неценовое поведение соперников. В этой главе рассматривается стратегическое взаимодействие в динамическом контексте.

 

Существует множество бизнес-стратегий, которые могут быть использованы фирмой в зависимости от того, хочет ли она сдерживать вход, стимулировать выход или (если эти цели слишком дорогостоящие) вступить в сражение

------------------------

*Во избежание смешения с лимитными ценами, известными в практике ценообразования в СССР в 60-80-х гг. и имевшими принципиально иной смысл и назначение, термин «limit pricing» здесь и далее переводится как «ограничивающее ценообразование». — Прим. ред.

4 Спор отчасти вызван тем, что не были полностью описаны последовательность ходов основной игры и стратегические инструменты (например, "постулат Сайлоса— Лабини" гласит:

потенциальные новички ожидают, что укоренившиеся фирмы будут поддерживать прежний объем выпуска, если вход состоится, хотя теория названа «ограничивающее ценообразование»), а также не была тщательно изучена ценность обязательств по поддержанию количества или цены.

--

со своими соперниками. Как мы увидим, оптимальные стратегии зависят также и от того, являются ли кривые реакции восходящими (стратегические дополнители) или нисходящими (стратегические заменители). В разделе 8.3 приведена «классификация» соответствующих бизнес-стратегий, которые предназначены для смягчения соперничества. В разделе 8.4 эти стратегии применяются в ряде стратегических ситуаций.

 

Превосходные обзоры [53, 54, 75, 119, 141] обращаются к некоторым вопросам, поднятым в данной главе. Большая часть материала этой и следующей глав заимствована из [47] (см. также [45]). Раздел 8.1 базируется на [48].

 

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru