Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



8.6.2.

РАЗМНОЖЕНИЕ ПРОДУКТА, ОПЕРЕЖЕНИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ МОНОПОЛИИ

 

Во многих отраслях фирмы не выбирают непрерывную переменную масштаба (подобную мощности в предыдущей инвестиционной игре). Вместо этого фирмы в силу неделимостей и постоянных затрат имеют дело с дискретным выбором: они инвестируют в производственные установки, которые представляются наиболее эффективными с точки зрения масштаба (как в случае U-образной кривой затрат); они выбирают из ограниченного множества продуктов; они размещаются в ограниченном множестве географических точек и т. д. Преимущество лидера принимает в этом случае крайнюю форму — форму опережения. Конечно, опережение имеет место и в описанной выше игре с накоплением капитала в длительном периоде. Каждая фирма хотела бы войти первой, чтобы достичь своей мощности Штакельберга раньше, чем ее соперник накопит достаточный капитал, чтобы сорвать ее замысел. Эффект неделимостей состоит в том, что фирмы стремятся значительно опередить друг друга. В инвестиционной игре фирма, немного промедлившая с инвестированием, отчасти теряет свое преимущество лидера (в отсутствие обесценения установившееся состояние будет включать немного меньше капитала этой фирмы и немного больше капитала соперника). Наоборот, фирма, которая вовремя не ввела установку или не заняла правильную рыночную нишу, вероятно, не сможет помешать новичку ввести установку или занять нишу. Незначительное промедление может допустить вход и поэтому повлечь значительные последствия для прибылей фирм.85

 

В этом подразделе мы рассмотрим дискретный выбор и опережение. Обсуждение ограничится ситуациями, в которых опережающая фирма не сдерживает вход физически, а вместо этого делает его невыгодным. (Исключающие инвестиции будут рассмотрены в главе 10 в контексте патентуемых инноваций.)

 

Естественным фокусом игр на опережение является выбор времени для ввода в эксплуатацию установок или внедрения продуктов. Как и в модели Итона—Липси [33], закрепившиеся фирмы склонны инвестировать на ранней стадии. Другим центром является устойчивость монополии. Всегда ли закрепившаяся фирма способна сдержать вход соперников с помощью инвестирования на ранней стадии? Монополистическую или олигополистическую структуру следует ожидать в длительном периоде?

-----------------

85 Подобный феномен возник бы и в инвестиционной игре с постоянными затратами на вход.

 

 

 



Продолжение текста 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru