Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Жан Тироль. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Пер. с англ. под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича, 2000. В 2-х т. т 1. - 376с. , т 2. - 456с.

 

 

Глава 1. МОНОПОЛИЯ

 

В этой главе обсуждаются различные аргументы, высказанные в пользу монопольной власти или против нее. Будем предполагать, что товары, произведенные монополистом, заданы, а их качества известны потребителям. Также будем предполагать, что монополист назначает одинаковую цену за каждую единицу произведенного товара. (Точнее, в данный момент времени ценовая дискриминация отсутствует, однако будет учитываться межвременная ценовая дискриминация.)

 

В разделе 1.1 приводится описание наиболее известного монополистического искажения рынка, которое связано со стратегией ценообразования. В отличие от поведения конкурентной фирмы, спрос на продукцию которой бесконечно эластичен по определению (и которая принимает цену как данную), фирма, осуществляющая монопольную власть на определенном рынке, может поднять свою цену выше уровня предельных затрат, не потеряв при этом всех своих клиентов. Такое поведение приводит к возникновению завышенной цены и «безвозвратных» потерь общественного благосостояния (если фирма не способна проводить политику совершенной ценовой дискриминации, как мы увидим в главе 3).

 

Сначала напомним основные аспекты ценового поведения однопродуктового монополиста. Затем рассмотрим многопродуктового монополиста, у которого производственные затраты или спросы на различные продукты взаимосвязаны. Наконец, исследуем межвременное ценовое поведение монополиста, производящего товары длительного пользования.

 

Могут существовать и другие искажения рынка. С одной стороны, как теория, так и практика говорят о том, что владельцам фирмы труднее контролировать ее затраты, когда эта фирма обладает монопольной властью на продуктовом рынке. Следовательно, монополист может производить данные объемы выпуска при более высоких затратах по сравнению с конкурентной фирмой (раздел 1.2). С другой стороны, монопольная рента может стать причиной состязания между несколькими фирмами за ее получение или присвоение. Такое состязание может быть связано с общественно расточительными расходами, посредством которых частично растрачивается монопольная рента. Поэтому монопольная прибыль не всегда должна учитываться в выражении для благосостояния (раздел 1.3).

 

Естественно, что эти выводы будут справедливы и для монопсонистской власти (т. е. монопольной власти на рынках факторов производства).

 

 

Содержание

 

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

 

 




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru