Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Жан Тироль. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Пер. с англ. под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича, 2000. В 2-х т. т 1. - 376с. , т 2. - 456с.

 

 

Глава 9

ИНФОРМАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: РЕПУТАЦИЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ХИЩНИЧЕСТВО

 

Олигополисты находятся под влиянием многих переменных, которые они не в состоянии наблюдать или точно оценить: функция их собственных затрат, функции затрат соперников, состояние спроса или потенциал рынка, стратегические решения соперников. В той степени, в какой некоторые сведения носят частный характер (например, фирма может иметь надежную оценку своих затрат, но не иметь надежной оценки затрат соперников), мы должны представлять рыночное взаимодействие как игру с асимметричной информацией.

 

Случай, когда олигополисты конкурируют в статике (т. е. встречаются лишь однажды), является наиболее простым. Простота этого случая обусловлена тем, что, хотя информация о фирме — по меньшей мере частично — и выявляется посредством ее действий, выявленная информация не используется, так как не существует будущего. Таким образом, фирмы ведут себя недальновидно, просто максимизируют статическую прибыль при имеющейся частной информации и оценке действий соперников на основе своей собственной информации. В разделе 9.1 рассматривается случай статической ценовой конкуренции, когда фирмы владеют частной информацией о своих затратах (частным случаем которого является однократный аукцион). Как мы увидим в разделе 9.2, большую часть интуитивных представлений для динамического случая можно получить на основе этого статического анализа.

 

В главе 8 мы видели, как фирма может использовать осязаемые переменные (капитал, опыт и т. д.) для защиты и расширения своей доли рынка. Однако существенную роль играет и история фирмы, поскольку она передает соперникам информацию и тем самым воздействует на такие неосязаемые переменные, как предположения. При многопериодных олигополистических взаимодействиях поведение фирмы частично делает достоянием гласности частную информацию, которая впоследствии может быть использована соперниками. Рациональная фирма, сознавая это, стремится манипулировать информацией своих соперников, чтобы впоследствии извлечь из этого выгоды. Такие манипуляции можно назвать «инвестициями в дезинформацию». Аналогия с инвестициями не случайна. Мы увидим, что приведенная в главе 8 классификация смягчающих соперника стратегий применима к ситуациям с асимметричной информацией. В разделе 9.3 рассматривается предоставление входа (повторяющееся взаимодействие в устойчивой структуре отрасли) и доказывается, что при некоторых условиях асимметричная информация дает производителям заменителей стимулы к повышению их цен.

 

В разделах 9.4-9.6 рассматриваются более агрессивные стратегии, связанные со сдерживанием входа или стимулированием выхода (хищничество). В разделе 9.4 обсуждается проведенный Милгромом и Робертсом анализ ограничивающего ценообразования. В разделе 9.5 анализируется хищничество в случаях слияния, а в разделе 9.6 — репутация фирмы, действующей на многих рынках. В разделах 9.7 и 9.9 рассматриваются два других вида хищнического поведения: концепция «длинной мошны» (в которой хищник пытается истощить ресурсы жертвы) и война на истощение.1

----------------

1 Дальнейшее обсуждение асимметричной информации в олигополии см. в [62, 71].

 

 

 

Содержание

 

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

 




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru