УТИЛИТАРИСТСКИЙ
КОНТРАКТ: ОБОБЩЕНИЕ
ТЕОРИИ
СПРАВЕДЛИВОСТИ
РОУЛЗА
(THE UTILITARIAN CONTRACT: A GENERALIZATION OF RAWLS’ THEORY OF JUSTICE)
А.П.Заостровцев. Из предисловия к четвертому тому Вех экономической мысли (https://seinst.ru/page885/)
В статье Д. Мюллера, Р. Толлисона и Т. Виллета "Утилитаристский контракт: обобщение теории справедливости Роулза" (1974 г.) В ней развивается понятие утилитаристского контракта в связи с известными публикациями американского философа Д. Роулза. "Мы рассматриваем утилитаристский контракт, - пишут они, - как мост, соединяющий чистые или наивные утилитаристские теории, воплощенные в принципе средней полезности, и контрактрианские теории Роулза, Руссо и Канта. Он утилитарен в том, что он основывается на коэффициентах полезности (хотя они несущественны) и ищет выбор, дающий максимум для всех индивидов, хотя и не простую среднюю. Однако, он контрактарианский в осуществлении оптимального выбора при единодушном согласии всех сторон в исходном положении". Статья наглядно демонстрирует, что теория справедливости Роулза не оставила равнодушной экономистов. Заслуживает ли сама теория справедливости того внимания, которое ей уделяют, наверное, покажет время.
См.:
Деннис С.Мюллер, Роберт Д.Толлисон, Томас Д.Виллетт.Утилитаристский контракт: обобщение теории справедливости Роулза
Содержание пятого выпуска журнала Экономическая школа (https://seinst.ru/page978/)
Лекция 43. Раздел 3. Иеремия Бентам, Раздел 4. Разговоры в пользу бедных, или Джон Роулз — великий борец за теоретическую справедливость
Деннис Мюллер. Справедливый общественный договор
Справедливость по Ролзу (Rawlsian justice)
Подход к проблеме справедливого общества и, в частности, справедливого распределения (distributive justice), предложенный философом из Гарвардского университета Джоном Ролзом. В своей книге «Теория справедливости» (A Theory of Justice, Oxford University Press, 1972) Ролз утверждает, что справедливое устройство общества — это такое устройство, которое индивиды выбрали бы, если бы на них не оказывали влияния их чисто личные интересы. В таком «незаинтересованном» состоянии индивиды как бы заключают соглашение или социальный контракт (social contract) относительно характера общества, при этом «завеса неведения» не позволяет им знать то положение (определяемое полом, расой, способностями и т.д.), которое они займут в этом обществе. Ролз утверждает, Что в этом «исходном положении» индивиды выберут такое общество, которое будет обладать следующими свойствами:
1. Каждый индивид получит равные права на максимальную личную свободу, совместимую со свободой других индивидов.
2. Все неравенство в обществе (а) может являться результатом свободной конкуренции и (б) может оправдываться лишь настолько, насколько оно приносит пользу всем членам общества.
Второе свойство, которое Ролз назвал «дифференциальным принципом», представляет наибольший интерес для экономистов. В соответствии с этим принципом, неравенство допустимо только тогда, когда оно создает стимулы к труду и производству. Помимо этого, «дифференциальный принцип» требует того, чтобы неравенство гарантировало наименее обеспеченному члену общества максимальное возможное благосостояние. Обратите внимание на то, что Ролз рассматривает понятия «состоятельность», «богатство» и неравенство не в терминах полезности (utility), а в терминах первичных благ (primary goods), к которым можно отнести права, свободы, возможности, доход и благосостояние.
Принятие «дифференциального принципа» индивидами может быть объяснено с точки зрения стратегии максимина (maxi-min) из теории игр (game theory), так как оно обеспечивает каждому индивиду максимальную возможную защиту от риска оказаться самым бедным членом общества.
Вехи экономической мысли
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90