Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика






 

О школах и теориях

 

Антологии смотрят в прошлое для того, чтобы дать уроки на будущее. Коротко скажем собственно о школах и теориях международной торговли, представленных в настоящем томе антологии по международной экономике. Школа — генеральное направление экономической мысли в целом, в рамках которой формируются отдельные теории. Школами можно считать классическую политическую экономию, кейнсианство, монетаризм, институционализм, марксизм, историцизм и др.

Важно различать школы, объединяющие теории международной торговли и школы, в которые входят теории международной торговой политики. Теории международной торговли отвечают каждая по-своему на вопрос, почему экономические агенты (люди, фирмы и страны) торгуют между собой товарами. Понятие товара трактуется широко, как все материальные товары, услуги и факторы производства (труд и капитал), поскольку детерминанты их междуна­родного движения в целом одни и те же. Теории международной торговой политики отвечают на вопрос, какова роль государства во внешней торговле. Роль государства трактуется так же широко, как меры правительств по регулированию внешней торговли в рамках своей страны, согласованная межправительственная политика в рамках интеграционных объединений и межгосударственных организаций.

Теорий международной торговли великое множество, а школ всего четыре: меркантилизм, сравнительные преимущества, общее равновесие и конкурентные преимущества. Названия школ условны, их содержание богато. Переход от одной школы к другой не имеет четких временных вех, все четыре школы международной торговли живы и процветают.

Меркантилизм (mercantilism) — школа, объясняющая международную торговлю стремле­нием стран увеличить общее благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты.

Сравнителъные преимущества (comparative advantage) — школа, объясняющая междуна­родную торговлю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими.

Общееравновесие (general equilibrium) — школа, объясняющая международную торговлю выравниванием совокупного спроса и совокупного предложения.

Конкурентные преимущества (competitive advantage) — школа, объясняющая междуна­родную торговлю различиями в темпах усовершенствования факторов производства и товаров у разных фирм.

Теорий международной торговой политики также множество, а школ — три: торговый протекционизм, свобода торговли и торговля по правилам. На стыке протекционизма и свободы торговли стоял А. Смит; на стыке свободы торговли и торговли по правилам — Дж. Кейнс.

Все это — условно. И до Смита философы выступали за свободу торговли, а Кейнс вообще напрямую международной торговлей не занимался. Все, что сделали великие, - своими трудами обозначили общий поворот экономической мысли и создали новые школы, частью которых, зачастую не самой главной, была международная торговля. Таким образом, школы международной торговой политики следующие:

Торговый протекционизм (trade protectionism) — школа международной торговой поли­тики, выступающая за необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования государством мер торговой и иной политики. Возникла в начале XVIII в. в связи с появлением теории меркантилизма.

Свобода торговли (free trade) — школа международной торговой политики, выступающая за минимальное вмешательство государства в международную торговлю и за ее развитие на основе соотношения спроса и предложения на мировом рынке. Возникла в конце XVIII в. как часть классической школы политической экономии.

Торговля по правилам (rule-based trade) — школа международной торговой политики, выступающая за ограничение протекционизма и свободу торговли, но на основе минимальных правил, согласованных между странами. Возникла в середине XX в. как отзвук кейнсианс-тва.

Элементы каждой школы можно найти в теориях международной торговли со времени возникновения каждой из них по сегодняшний день. Протекционизм, родившись во времена преобладания меркантилистских идей, активно развивался в теории (теории оптимальных тарифов, дисторсий, интеграции) и использовался на практике всеми странами и всегда. Его школа позитивная — о том, что есть. Свободной торговли не существовало никогда, и ее школа нормативная — о том, что должно быть в идеальном мире. Из-за того, что свободной торговли человечество не достигало ни на каком этапе развития, идеи этой школы всегда были очень привлекательным объяснением причин сбоев в международной экономике.

Хотелось бы, конечно, расставить труды, собранные в этой антологии, по школам, но это невозможно, да и не нужно. Схема, предложенная выше, подобна скелету в анатомии, хороша для понимания общей структуры предмета. То, что на нее нанизывается, значительно сложнее и богаче. Не возможно расставить авторов и их труды строго хронологически — слишком много переплетений, возвратов мысли к недосказанному в прошлом и, наоборот, резких про­рывов из прошлого в будущее. Задача осложняется еще и тем, что западные экономисты — за редчайшим исключением — не занимаются проблемами контекста: курс международной экономики начинают прямо с описания отдельных теорий международной торговли, пол­ностью игнорируя такие фундаментальные понятия, как международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство, международные экономические отношения и, наконец, сама международная экономика. Они встречаются только у великих, да и то мало, упомянутые впопыхах, в связи с чем-то еще. Но кое-что — и очень важное — все-таки можно найти в этих трудах. Заниматься частными вопросами невозможно до тех пор, пока не уяснены вопросы общие, пока отдельные теории не вписаны в контекст.

Поэтому настоящая антология трудов по международной экономике открывается не­большой главой 1, где представлены работы Смита, Маркса и Кейнса, содержащие осново­полагающие положения о международном разделении труда и мировом рынке.

Адам Смит (Adam Smith, 1723-1790) начал свое исследование природы и причин богатства народов[1] с вопроса о разделении труда, описывая изготовление булавки на ма­нуфактуре, и сразу же, буквально на третьей странице, провел различие между богатыми и бедными странами, указав при этом, что превосходство богатых обычно больше проявляется в промышленности, чем в земледелии. Сравнивая выращивание хлеба в Польше и Франции, он приходит к выводу, что конкуренция между богатыми и бедными нациями возможна в сельском хозяйстве. Но, сравнивая Францию и Англию, он находит преимущество первой в производстве шелка, а второй — в производстве железоскобяных изделий, сразу же подводя читателя вплотную к понятию международного разделения труда. В третьей главе Смит на­прямую заявляет, что потенциал разделения труда ограничивается размерами рынка, рынок расширяется с развитием транспорта, особенно водного, который принципиально удешевил стоимость дальних перевозок. В результате Лондон и Калькутта ведут значительную торговлю и, представляя обоюдный рынок, в огромной степени поощряют производительную деятель­ность друг друга. В Африке в то же время нет внутренних морей, и ее внутренние области недоступны морской торговле, тогда как и древние египтяне, и индусы, и китайцы, которые не поощряли внешнюю торговлю, создали свое благосостояние благодаря ей.

Вообще говоря, Смит указал на все, что лежит в основе международной экономики: существует разделение труда, выходящее за национальные рамки в силу узости внутреннего рынка и создающее тем самым мировой рынок; обмен на мировом рынке товарами, в которых индивидуальные страны конкурентоспособны; мировой рынок стимулирует рост производи­тельности в кооперирующихся странах, т. е. работает мировое хозяйство; страны, оторванные от мирового рынка, наталкиваются на серьезные проблемы экономического развития. Редак­тирования не требуется, все верно и сегодня.

Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883), крупнейший немецкий философ и экономист, в первом томе «Капитала», опубликованном в 1867 г,[2] впервые различил разделение труда внутри общества (общее, частное и единичное) и территориальное разделение труда. Территориаль­ное разделение труда он видел в двух формах — внутри страны (гл. XII), как закрепление определенных отраслей производства за определенными районами страны (в конце XX века теория конкурентных преимуществ М. Портера назовет это кластерами), и между странами (гл. XIII), введя понятие международного разделения труда. «Создается новое, соответству­ющее расположению главных центров машинного производства международное разделение труда, превращающее одну часть земного шара в область преимущественно земледельческого производства для другой части земного шара как области преимущественно промышленного производства». В следующей строке Маркс называет международное разделение труда рево­люцией. Что-то очень знакомое из сегодняшних газет просматривается в этих словах.

Наконец, Джон Кейнс (John Keynes, 1883-1946) в «Общей теории», вышедшей в 1936 г.[3] ввел несколько понятий, на которых по сей день зиждется все здание международной экономики, включая международную торговлю: совокупный спрос, совокупное предложение и баланс сбережений и инвестиций. Совокупный спрос включает спрос на товары и услуги экономических агентов внутри страны и спрос из-за рубежа на экспорт, совокупное пред­ложение — предложение товаров, произведенных внутри страны и импортированных из-за границы, а баланс внутренних инвестиций и сбережений должен равняться текущему балансу, фактически разности экспорта и импорта товаров и услуг. Преимущества международного разделения труда Кейнс называет «реальными и существенными, хотя классическая школа слишком сильно их подчеркивает», но полагает, что платежный баланс должен регулировать­ся через процентную ставку, не отдавая его на растерзание «слепым силам» (гл. 23). Уж не «невидимую руку» рынка Смита имел в виду Кейнс?

Последующие главы антологии представляют теории международной торговли, распо­ложенные по основным школам. Здесь описана только международная составляющая каждой из теорий, тогда как многие из них, хотя и не все, были частью более широких экономических теорий.[4]



[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1776.

[2] Маркс К Капитал. Т. 1. 1867.

[3] Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2000; The General Theory of Employment, Interest and Money (1936).

[4] Просвещенный взгляд на общие экономические аспекты большинства теорий пытливый читатель найдет в оригиналах и переводах трудов И. Шумпетера (в кн.: История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2001) и М. Блауга (в кн.: Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994). См. также Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. М.: Политиздат , 1985. Коротким путеводителем по экономистам-классикам может служить любая серьезная «История экономических учений».

 

Вернуться

 

Перейти к разделу: "вехи экономической мысли"

 

Перейти к разделу: "эксперты, мнения. книги"

 

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru