Роберт Уилсон, Robert Wilson (1937 -)
Оба исследователя — фундаментальны и многогранны. Роберт Уилсон и Пол Милгром — выдающиеся учёные, которые внесли огромный вклад прежде всего в игровые и поведенческие модели в экономике и её приложениях, причём в очень широком спектре областей. Оскар Майер, создатель термодинамики, говорил, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В случае двух сегодняшних Нобелевских лауреатов мы видим полное подтверждение этих слов.
Пол Милгром и Роберт Уилсон вместе создали формат аукционной продажи множества взаимосвязанных активов, направленный на максимизацию общественного блага. Именно он был впервые использован в 1994 году при продаже радиочастот в США.
Они строго доказали два неожиданных результата, вступающих в кажущееся противоречие со здравым смыслом. Роберт Уилсон пришел к выводу, что участники аукциона с общей конечной ценой делают ставки ниже собственной рациональной оценки, потому что опасаются «проклятия победителя» — заплатить за актив больше реальной цены. Пол Милгром показал, что в аукционах с частными конечными ценами максимальная информированность покупателей об оценках актива другими участниками увеличивает, а не уменьшает ожидаемую выручку продавца.
Пол Милгром проанализировал стратегии назначения ставок в нескольких форматах аукционов (английский с повышением ставок, голландский с понижением) и выяснил, что продавец получит более высокий ожидаемый доход, когда участники торгов узнают больше об оценочной стоимости друг друга во время торгов. Например, продавец дома может рассчитывать на более высокую окончательную цену, если участники торгов имеют доступ к экспертной оценке до начала торгов. В итоге была создана теория, разрешающая повторные заявки, что снизило влияние неопределенности и «проклятия победителя». Получилось так, что выигрыш от аукциона одной компании компенсирует проигрыш других компаний.
Впоследствии теоретики усовершенствовали новые форматы аукционов, уменьшив возможности для манипуляций и сговоров. В частности, Пол Милгром принимал участие в разработке модифицированного аукциона и аукциона с двумя раундами.
Я давно уже предсказывал, что они должны получить Нобелевскую премию по экономике за их выдающиеся работы. Когда пришло это известие, я очень обрадовался и немного позавидовал Стэнфордскому университету, в котором сосредоточены выдающиеся коллективы ученых.
Я выступал в этом университете два раза и очень хорошо знал Кеннета Эрроу, который очень тепло ко мне относился и много помогал. Я знаком с новыми лауреатами, и я знаю там еще несколько человек, которые, я уверен, будут удостоены этой премии в будущем.
Традиционно, люди продают свои товары тому, кто готов больше заплатить, а покупают, наоборот, у тех, кто предлагает самую низкую цену. Однако в настоящее время на аукционах торгуются не только произведения искусства и предметы роскоши, ежедневно переходящие из рук в руки за баснословные суммы, но и ценные бумаги, сырьё, залежи полезных ископаемых и права на их разработку, электрическая энергия и радиочастоты. Кроме того, государственные закупки сейчас также могут (и должны!) проводиться в виде аукционов.
Используя теорию аукционов, экономисты пытаются понять, как различные правила проведения торгов, способов повышения и установления окончательной цены, сам формат аукциона влияют на его результаты. Анализ обычно затруднён тем, что участники торгов ведут себя стратегически, основываясь на имеющейся информации. Они принимают во внимание как то, что знают сами, так и то, что, по их мнению, знают другие участники торгов.
Роберт Уилсон разработал теорию для аукционов, в которых торгуются объекты, имеющие общую ценность. Она заранее неизвестна, но в итоге одинакова для всех участников торгов. Однако каждый из них может иметь различную частную информацию о том, какова же реальная ценность. Таковы как раз аукционы по продаже краткосрочных казначейских векселей, прав на радиочастоты, вырубку лесных массивов, выработку месторождений нефти и газа.
Предположим, продаётся банка с неизвестным количеством монет определенного номинала (скажем по 10 рублей). Несмотря на неизвестное общее количество монет в банке, любое их конкретное число представляет собой одинаковую ценность для всех участников торгов. Важно лишь, чтобы они не заплатили в ходе аукциона цену, превышающую общую ценность всех монет в банке (число монет умноженных на номинал).
Собственно, именно последний феномен и изучал Уилсон. Он показал, почему рациональные участники торгов склонны размещать ставки ниже их собственной лучшей оценки общей ценности: они обеспокоены проклятием победителя — заплатить гораздо большей истинной ценности торгуемого объекта и тем самым оказаться в проигрыше.
В свою очередь Пол Милгром сформулировал более общую теорию аукционов, которая допускает не только общую, но и частную ценность, которая может варьироваться от одного участника к другому. Он проанализировал стратегии торгов в ряде наиболее известных форматов аукционов и показал, что когда участники торгов больше узнают об оценках общей ценности торгуемого объекта, имеющихся у их конкурентов, то это даёт продавцу более высокий ожидаемый доход.
Исходя из своих теоретических изысканий, Уилсон и Милгром изобрели новые форматы аукционов для торговли множеством взаимосвязанных объектов единовременно, причём при условии, что продавец в большей степени обеспокоен не максимизацией собственной прибыли, а реализацией широкой общественной выгоды. Такие форматы наиболее подходят в тех случаях, когда государство продаёт частным компаниям некий всеобщий ресурс. Так, в 1994 году власти США впервые использовали один из придуманных Уилсоном и Милгромом форматов аукциона для продажи прав на отдельные радиочастоты операторам связи. С тех пор их примеру последовали и многие другие страны. (См. Фуад Алескеров. Комментарии)
См. также:
Robert Wilson. Prize Lecture
Robert B. Wilson (UBS)
Gerald W. Brock. Sophisticated Economics for Complex Regulatory Reform
JACOB K. GOEREE AND RICHARD HOLDEN. Dissecting the Nobel: How Milgrom and Wilson changed the face of auctions
Robert Wilson (Graduate School of Business – Faculty)
Фуад
Алескеров. Комментарии
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90