Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


Юлмарт

Юлмарт

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ Обучение проходит онлайн, не выходя из дома. Получение Диплома, Удостоверения установленного образца (лицензия на осуществление образовательной деятельности 34Л01 0000804 от 04.08.2014) по почте. Имеется возможность пройти полностью курс самостоятельно в любое удобное время (офлайн форма обучения). Курсы от 72 до 520 ч. Вебинары от 2 до 32 ч.
Uchmet




ТИНЬКОФФ БАНК

Тинькофф RU CPL








ПРЕДИСЛОВИЕ (ВЕХИ, том второй)

 

Второй выпуск серии «Вехи экономической мысли» посвя­щен едва ли не центральному разделу микроэкономической те­ории — теории фирмы. Он включает переводы 18 статей, объ­единенные в три блока: «Фирма и ее поведение», «Затраты и выпуск», «Рынки и цены».

Первый раздел открывается статьей Р. Коуза «Природа фир­мы». Хотя она уже знакома русскоязычному читателю,1 мы не могли не включить в выпуск, посвященный теории фирмы, ста­тью, обогатившую экономическую науку концепцией трансакци-онных затрат. Именно возможность снижения трансакционных затрат интернализации трансакций и делает эффективной, как показал Коуз, замену рыночного обмена внутренней организа­цией, чем и объясняется существование фирм.

Отсюда то значение, которое придавал Коуз институционным аспектам рыночной экономики. В лекции при вручении ему Но­белевской премии Коуз, в частности, заметил: «Значимость ин­ституционных факторов в экономической теории стала ясной в современных событиях в странах Восточной Европы. Бывшие коммунистические страны хотят продвигаться по пути к рыноч­ной экономике, их лидеры желают этого, но без соответствующих институтов никакая рыночная экономика не возможна. Если бы мы знали больше о нашей собственной экономике, мы могли бы оказать им большую помощь»? В то же время Коуз признал, что взаимодействие факторов, влияющих на смешанный характер со­временной рыночной экономики (иерархия и рынок), все еще не­достаточно исследованы.

В следующей за статьей Р. Коуза статье О. Уильямсона концепция трансакционных затрат используется для выяснения природы вертикальной интеграции. «Неудачи рынка», как назы-

 

 

1См.: Коуз Р. Фирма, рынок и право. Нью-Йорк, 1991. 2Amer. Econ. Rev. 1992. Vol. 82, N 4. P. 714.

 

вает Уильямсон возможность снижения трансакционных затрат при замене рынка внутренней организацией, рассматривается им как важнейший фактор вертикальной интеграции производства.

Статья Г. Саймона дает представление о бихевиористской те­ории фирмы. Эта теория считает нереалистической гипотезу о максимизации прибыли как цели фирмы, лежащую в основе нео­классической теории.

«Удовлетворенность против максимизации» — гласит заго­ловок одного из разделов статьи Г. Саймона, и он как нельзя лучше характеризует отличие бихевиористской теории фирмы (и не только фирмы, но и индивидуума3) от господствующей в учеб­ной литературе неоклассической (или, как ее называет автор сле­дующей статьи Ф. Махлуп, маржиналистской) теории.

Последняя статья раздела представляет часть речи Ф. Мах-лупа на собрании Американской экономической ассоциации, президентом которой он был. Сопоставляя маржиналистскую, бихевиористскую и управленческую теории фирмы, Махлуп ви­дит главную причину разногласий на смешении фирмы как тео­ретического конструкта и фирмы как эмпирической реальности и выступает (с теми или иными оговорками) в защиту неоклас­сической (маржиналистской) теории фирмы.

Второй раздел включает пять статей. Он открывается зна­менитой статьей Дж. Вайнера, в которой впервые были предста­влены и исследованы кривые затрат, без которых не обходится теперь ни один учебник экономики, и сформулированы основные соотношения между ними. Статья знаменита и ошибкой, допу­щенной Вайнером при построении кривой средних затрат дли­тельного периода. Готовя спустя 20 лет статью для переиздания, Вайнер ни на йоту не изменил первоначального текста. В до­полнении, написанном в 1950 г., он подчеркнул: «Даже ошибка на рис. 4 оставлена без исправления, чтобы будущие преподава­тели и студенты могли разделить удовольствие, испытанное их предшественниками, и снова указать на то...».4

А. Алчиан в статье «Затраты и выпуски» предложил альтер­нативную концепцию затрат, суть которой сводится к следую­щему. Прежде всего, затраты определяются в мере запаса, а не потока. Далее, в качестве характеристик производства исполь-

 

3См.: Simon H.: 1) A Behavioral Model of Rational Choice // Quart. Journ. Econ. 195. Vol. 79; 2) Models of Man. New York, 1957. 4См. настоящее издание, с. 128.

 

 

зуются помимо уровня выпуска (rate of output), как это принято неоклассической теорией, и полный предполагаемый объем вы­пуска (total contemplated volume of output), и календарный план выпуска (the programmed time shedule of output).

Статья А. Уолтерса, публикуемая с сокращениями, пред­ставляет эконометрический обзор производственных функций и функций затрат. Статья Р. Дорфмана — блестящий образец популярного, «нематематического представления» математиче­ского программирования. Она безусловно полезна для экономи­стов, недостаточно знакомых с математикой.

Статья Э. Чемберлина и материалы вызванной ею дискуссии полезны для лучшего понимания истории формирования совре­менной теории производства.

Три статьи (Дж. Стиглера, Дж. Хикса и П. Самуэльсона), от­крывающие третий раздел, дают представление об эволюции тео­рий совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции и их месте в современной экономической теории.

Две статьи Дж. Стиглера посвящены теории олигополии. В первой из них исследуется проблема «верности» фирм тайному сговору (facit collusion), при этом Стиглер использует подход, развитый им в ставшей знаменитой работе «Экономическая тео­рия информации».

Вторая статья посвящена эмпирической проверке гипотезы о ломаной кривой спроса олигополиста. Проверка не подтвердила существования излома. Стиглер вернулся к этой проблеме спустя 30 лет. В статье, опубликованной в 1978 г.,5 он указал на ненуж­ность концепции ломаной кривой спроса и ее непродуктивность, объяснив ее присутствие в стандартных учебниках консерватив­ной ролью учебников в смене доктрин, людей субъективными факторами (следование авторитетам).

В статье К. Эрроу «К теории ценового приспособления» кон­куренция рассматривается скорее как процесс (что характерно для экономистов австрийской школы), чем как ситуация (рав­новесная), к которой этот процесс сходится (что характерно для неоклассической теории).

Эрроу показывает, что в экономике, находящейся в состоя­нии неравновесия, все фирмы обнаруживают признаки монопо­листического или монопсонистического поведения, и они тем яв-

 

sStigler G. J. The Literature of Economics : The Case of the Kinked Oligopoly Demand Curve // Econ. Inquiry. 1978. Apr.

 

ственнее, чем выше степень неравновесия. В статье Эрроу оборот "surplus value" переведен как «прибавочная ценность», хотя рос­сийские читатели «Капитала» привыкли к термину «прибавоч­ная стоимость». Английское value в изданиях «Экономической школы» традиционно переводится словом ценность, как было принято в русской литературе до 1930-х гг.8

В статье У. Баумоля и Р. Квандта исследуются эмпирические методы получения несовершенно оптимальных решений. Статья X. Лейбенстайна содержит первоначальную концепцию неалло-кативной или «Х-эффективности».

Экономическая теория, прежде всего микроэкономика, кон­центрирует внимание на аллокативной эффективности, т. е. на оптимальном распределении ресурсов, не учитывая того, что ее достижение требует со стороны фирмы дополнительных усилий по выявлению самой производственной функции, без предста­вления которой аллокативная эффективность оказывается недо­стижимой.

Информационный аспект рыночной экономики послужил те­мой последней статьи сборника — статьи Дж. Стиглера «Эконо­мическая теория информации», ставшей впоследствии основой особой, интенсивно развивающейся области экономической тео­рии.

 

В. М. Гальперин

 

 

вСм.: Экономическая школа. 1993. Вып. 3. С. 19-20; Гальпе­рин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. СПб., 1994. Т. 1. С. 312-314.



 

 

 

Вернуться

 

Координация материалов. Экономическая школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

Как начать работать в Тинькофф Банк:
Регистрация на сайте https://weboffice.tinkoff.ru
Выбор интересной вакансии из более, чем 20 должностей
Первичное обучение (просмотр видео о банке)
Мини- собеседование по телефону
Анкета соискателя (проверка службой безопасности банка) (₽)
Второй этап обучения с прикрепленным наставником
Тестирование по пройденному материалу
Выход на работу

HR Тинькофф RU CPS





НЕТОЛОГИЯ 

Нетология


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru