Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ((Р. Де Джордж. Деловая этика, Экономическая школа, СПб, 2001 г. В 2-х т. 752 с.)

 

 

      В 1991 г. советский народ принял историческое решение и сделал важный шаг, предпочтя демократию, и двинулся от пла­новой экономики к рыночной. Переход не оказался легким, и он все еще продолжается. Еще не ясно, что в точности возникнет. Каждое общество представляет собой различное соединение эко­номической системы, политической формы правления и соци­альной структуры. Свободное предпринимательство, каким оно действует в Соединенных Штатах, в некоторой степени отлича­ется от того, какое имеется в Германии или Японии. Россия и другие государства бывшего Советского Союза самостоятельно ищут свой собственный путь, и, несмотря на схожие черты, каждый из них будет неповторим.

      Лицо капитализма, как его описал Карл Маркс, поразитель­но изменилось в развитых странах мира. Возник большой сред­ний класс трудящихся, которые через владение акциями в пенсионных фондах и на личных счетах являются совладельца­ми средств производства. Демократия и избирательное право наделили трудящихся таким влиянием, какого они не имели в XIX и первой трети XX в. Законодательство укротило самые грабительские аспекты рынка, защитило потребителей, признало права трудящихся на труд, заставило крупные пред­приятия контролировать загрязнение окружающей среды и уменьшать наносимый ей вред.

По мере того как общества становились более сложными, мир узнал, что честный и справедливый рынок наиболее эф­фективно обрабатывает информацию о потребительском спро­се, о ценах, которые люди готовы заплатить, о распределении ресурсов между конкурирующими целями, о наличии рабочих мест и т.д. Мы также узнали, что широкая доступность информации необходима для реализации новых идей и разработки новых товаров. В информационном веке народная демократия и относительно свободная экономика идут рука об руку, потому что обе являются наиболее эффективными способами использо­вания информации. Централизованный контроль и неэффекти­вен, и подавляет новаторство и творчество, которыми нельзя командовать.

      Деловая этика как сфера научных исследований зародилась в Соединенных Штатах в 70-х годах. Конечно, этические пробле­мы существовали со времен возникновения бизнеса. Всегда на­блюдалось стремление обеспечивать равные права ремеслам, до­биваться того, чтобы никто никого не обманывал. Но в началь­ный период индустриализации доминирующую роль играла власть, а не этика. Работники, конечно, не должны были воро­вать у своих работодателей, уже возникали дискуссии об уста­новлении справедливых цен и справедливой заработной платы. Церковь проповедовала моральные правила, и профсоюзы боро­лись за лучшие заработки и условия труда. Но поскольку бизнес обеспечивал занятость и производил товары приемлемого каче­ства по разумным ценам, многие полагали, что этика фактичес­ки не применима к обществу, хотя было очевидно, что бизнесме­нам не следует воровать, обманывать или лгать. Общие мораль­ные нормы, применимые к обществу, применялись к людям, за­нимающимся бизнесом. Но эти нормы не воспринимались как относящиеся к самому бизнесу, к самому предприятию. Я назы­ваю этот феномен мифом об аморальности бизнеса. Одной из це­лей этой книги является раскрыть миф как миф и отчетливо за­явить, что мораль или этика применимы к бизнесу так же, как и к отдельным людям.

      Представление о том, что бизнес аморален, начало изменять­ся в Соединенных Штатах в 50-х годах. К 60-м годам люди осо­знали, что с развитием современной науки и технологии промы­шленность способна драматически и неблагоприятно воздейст­вовать на окружающую среду, на их жизнь и на будущее плане­ты. Кроме того, потребители начали организованно выражать свои права, подобно тому как рабочие это стали делать почти век тому назад. В результате бизнес в Соединенных Штатах пред­принял меры, чтобы доказать свою легитимность и защитить се­бя от нападок, признав свою «социальную ответственность». Под общественным давлением компании стали рекламировать свои благотворительные пожертвования, меры, принимаемые для предотвращения вреда окружающей среде, методы обеспе­чения равного отношения ко всем работникам, отказ от дискри­минации и т.д.

      Следующим шагом для ученых было разработать общий кон­текст, в котором деятельность бизнеса могла бы быть объектив­но оценена с этической точки зрения. В результате возникло то, что известно в Соединенных Штатах как деловая этика.

      Хотя сначала такое развитие ситуации было неохотно при­знано компаниями, но все больше и больше компаний постепен­но стали воспринимать новые идеи, разрабатывая кодексы эти­ческих норм, чтобы руководствоваться ими в своей деятельнос­ти. Различные формы законодательства способствовали ускоре­нию этого процесса, сюда, например, относится принятый в США в 1977 г. Закон об иностранной коррупционной практике, который воспрещал американской компании выплату взяток любому высокопоставленному государственному чиновнику в любой стране мира. В 1998 г. подобные законы были приняты в странах Европейского союза.

      Глобализация бизнеса принесла с собой необходимость рас­ширить понятие деловой этики на все сферы, где осуществляет­ся бизнес. Первыми объектами этического критицизма были американские транснациональные компании, чья деятельность отслеживалась и предавалась гласности правозащитными груп­пами, сторонниками защиты окружающей среды и теми, кто за­нимался деловой этикой. Присутствие ТНК в Южной Африке во время режима апартеида вызвало многочисленные протесты в Соединенных Штатах против американских компаний, действо­вавших в Южной Африке, и привело к тому, что компании сами ограничили там свою деятельность.

      Несмотря на то что движение деловой этики началось в Со­единенных Штатах, потребовалось немного времени, чтобы оно распространилось в Западной Европе в 80-х годах, а затем и в Японии, остальной Азии, Латинской Америке и в Африке. В не­которых странах оно слабее, а в других вовсе отсутствует. Пере­вод этой книги на русский язык показывает появляющийся ин­терес к этой области в России; ее перевод на японский и китай­ский, так же как и на другие языки, демонстрирует растущее международное осознание этой области.

      Однако эта книга была написана в основном для американ­ской и канадской аудитории. Это видно из многих примеров, из рассмотрения американских законов и установившихся поряд­ков и из некоторых обоснованных допущений. Следовательно, в других странах она не может быть принята полностью. Вместе с тем основные принципы будут восприняты вне зависимости от страны. Но детали не всегда будут применимы. Тем не менее од­на страна может и должна учиться у другой. Те, кто сейчас пере­живает период перехода к рыночной экономике, могут научить­ся у тех стран, которые прошли этот процесс, узнать, какие су­ществуют при этом ловушки и негативные тенденции, какого рода законодательство оказалось благотворным и эффектив­ным, какую роль может сыграть общественное мнение в ограни­чении агрессивных устремлений большого бизнеса. Принципи­альное значение имеют контракты и законодательство, гаранти­рующие обязательность их соблюдения. В равной мере важна роль государства в ограничении монополий, в обеспечении от­крытого доступа на рынок новых его участников, в контроле над негативным проявлением того, что экономисты называют «внешними эффектами». Рынок только лишь частично саморе­гулируется. Хотя, возможно, в долгосрочном плане коррупция докажет свою неэффективность, но для этого может потребо­ваться много времени, и она принесет много вреда, пока это вре­мя наступит. Для исправления неудач рынка и его несоответст­вий справедливое законодательное регулирование необходимо.

      Развитые страны научились справляться с самыми вопию­щими злоупотреблениями капитализма и в большинстве случа­ев покончили с детским и рабским трудом, с опасными и вред­ными условиями труда при потогонной системе, с заработками ниже прожиточного минимума и с другими болезненными явле­ниями, которые капитализм принес с собой. Эти отрицательные явления сейчас встречаются в развивающихся странах. Но мы знаем, как устранить эти отрицательные явления. Теперь нуж­но обеспечить развивающимся странам возможность и стимулы для борьбы с этими болезненными явлениями.

Новые этические проблемы для бизнеса — это проблемы, ко­торые принесли с собой Информационный век, Интернет, от­крывшие возможность новых методов ведения бизнеса, пересе­кающих все границы.

     Деловая этика — это не список правил или статистическая дисциплина. Она должна быть динамичной, как сам бизнес, международной, каким стал бизнес, и достаточно сильной, что­бы противостоять вредным тенденциям, которые питают выгода и жадность.

     Никакой бизнес не может быть этичным без наличия нравст­венных людей. Этические корпоративные структуры, поддержи­ваемые этически оправданным законодательством, так же необ­ходимы, как и обязательные к исполнению контракты и законы и как наказания для их нарушителей. Ни законодательство, ни этика не достаточны сами по себе. И я надеюсь, что эта книга по­может тем, кому интересны проблемы этики в бизнесе в России, понять, как эффективно приводить доводы в пользу своих взгля­дов и как требовать уровня этики в бизнесе, который они счита­ют достойным людей в их общественном взаимодействии.

 

 

Р.Т. Де Джордж 29 марта 2000 г.



 

 

 

Вернуться


Координация материалов. Экономическая школа

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru