ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ((Р. Де Джордж. Деловая этика, Экономическая школа, СПб, 2001 г. В 2-х т. 752 с.)
В 1991 г. советский народ принял историческое решение и сделал важный шаг, предпочтя демократию, и двинулся от плановой экономики к рыночной. Переход не оказался легким, и он все еще продолжается. Еще не ясно, что в точности возникнет. Каждое общество представляет собой различное соединение экономической системы, политической формы правления и социальной структуры. Свободное предпринимательство, каким оно действует в Соединенных Штатах, в некоторой степени отличается от того, какое имеется в Германии или Японии. Россия и другие государства бывшего Советского Союза самостоятельно ищут свой собственный путь, и, несмотря на схожие черты, каждый из них будет неповторим.
Лицо капитализма, как его описал Карл Маркс, поразительно изменилось в развитых странах мира. Возник большой средний класс трудящихся, которые через владение акциями в пенсионных фондах и на личных счетах являются совладельцами средств производства. Демократия и избирательное право наделили трудящихся таким влиянием, какого они не имели в XIX и первой трети XX в. Законодательство укротило самые грабительские аспекты рынка, защитило потребителей, признало права трудящихся на труд, заставило крупные предприятия контролировать загрязнение окружающей среды и уменьшать наносимый ей вред.
По мере того как общества становились более сложными, мир узнал, что честный и справедливый рынок наиболее эффективно обрабатывает информацию о потребительском спросе, о ценах, которые люди готовы заплатить, о распределении ресурсов между конкурирующими целями, о наличии рабочих мест и т.д. Мы также узнали, что широкая доступность информации необходима для реализации новых идей и разработки новых товаров. В информационном веке народная демократия и относительно свободная экономика идут рука об руку, потому что обе являются наиболее эффективными способами использования информации. Централизованный контроль и неэффективен, и подавляет новаторство и творчество, которыми нельзя командовать.
Деловая этика как сфера научных исследований зародилась в Соединенных Штатах в 70-х годах. Конечно, этические проблемы существовали со времен возникновения бизнеса. Всегда наблюдалось стремление обеспечивать равные права ремеслам, добиваться того, чтобы никто никого не обманывал. Но в начальный период индустриализации доминирующую роль играла власть, а не этика. Работники, конечно, не должны были воровать у своих работодателей, уже возникали дискуссии об установлении справедливых цен и справедливой заработной платы. Церковь проповедовала моральные правила, и профсоюзы боролись за лучшие заработки и условия труда. Но поскольку бизнес обеспечивал занятость и производил товары приемлемого качества по разумным ценам, многие полагали, что этика фактически не применима к обществу, хотя было очевидно, что бизнесменам не следует воровать, обманывать или лгать. Общие моральные нормы, применимые к обществу, применялись к людям, занимающимся бизнесом. Но эти нормы не воспринимались как относящиеся к самому бизнесу, к самому предприятию. Я называю этот феномен мифом об аморальности бизнеса. Одной из целей этой книги является раскрыть миф как миф и отчетливо заявить, что мораль или этика применимы к бизнесу так же, как и к отдельным людям.
Представление о том, что бизнес аморален, начало изменяться в Соединенных Штатах в 50-х годах. К 60-м годам люди осознали, что с развитием современной науки и технологии промышленность способна драматически и неблагоприятно воздействовать на окружающую среду, на их жизнь и на будущее планеты. Кроме того, потребители начали организованно выражать свои права, подобно тому как рабочие это стали делать почти век тому назад. В результате бизнес в Соединенных Штатах предпринял меры, чтобы доказать свою легитимность и защитить себя от нападок, признав свою «социальную ответственность». Под общественным давлением компании стали рекламировать свои благотворительные пожертвования, меры, принимаемые для предотвращения вреда окружающей среде, методы обеспечения равного отношения ко всем работникам, отказ от дискриминации и т.д.
Следующим шагом для ученых было разработать общий контекст, в котором деятельность бизнеса могла бы быть объективно оценена с этической точки зрения. В результате возникло то, что известно в Соединенных Штатах как деловая этика.
Хотя сначала такое развитие ситуации было неохотно признано компаниями, но все больше и больше компаний постепенно стали воспринимать новые идеи, разрабатывая кодексы этических норм, чтобы руководствоваться ими в своей деятельности. Различные формы законодательства способствовали ускорению этого процесса, сюда, например, относится принятый в США в 1977 г. Закон об иностранной коррупционной практике, который воспрещал американской компании выплату взяток любому высокопоставленному государственному чиновнику в любой стране мира. В 1998 г. подобные законы были приняты в странах Европейского союза.
Глобализация бизнеса принесла с собой необходимость расширить понятие деловой этики на все сферы, где осуществляется бизнес. Первыми объектами этического критицизма были американские транснациональные компании, чья деятельность отслеживалась и предавалась гласности правозащитными группами, сторонниками защиты окружающей среды и теми, кто занимался деловой этикой. Присутствие ТНК в Южной Африке во время режима апартеида вызвало многочисленные протесты в Соединенных Штатах против американских компаний, действовавших в Южной Африке, и привело к тому, что компании сами ограничили там свою деятельность.
Несмотря на то что движение деловой этики началось в Соединенных Штатах, потребовалось немного времени, чтобы оно распространилось в Западной Европе в 80-х годах, а затем и в Японии, остальной Азии, Латинской Америке и в Африке. В некоторых странах оно слабее, а в других вовсе отсутствует. Перевод этой книги на русский язык показывает появляющийся интерес к этой области в России; ее перевод на японский и китайский, так же как и на другие языки, демонстрирует растущее международное осознание этой области.
Однако эта книга была написана в основном для американской и канадской аудитории. Это видно из многих примеров, из рассмотрения американских законов и установившихся порядков и из некоторых обоснованных допущений. Следовательно, в других странах она не может быть принята полностью. Вместе с тем основные принципы будут восприняты вне зависимости от страны. Но детали не всегда будут применимы. Тем не менее одна страна может и должна учиться у другой. Те, кто сейчас переживает период перехода к рыночной экономике, могут научиться у тех стран, которые прошли этот процесс, узнать, какие существуют при этом ловушки и негативные тенденции, какого рода законодательство оказалось благотворным и эффективным, какую роль может сыграть общественное мнение в ограничении агрессивных устремлений большого бизнеса. Принципиальное значение имеют контракты и законодательство, гарантирующие обязательность их соблюдения. В равной мере важна роль государства в ограничении монополий, в обеспечении открытого доступа на рынок новых его участников, в контроле над негативным проявлением того, что экономисты называют «внешними эффектами». Рынок только лишь частично саморегулируется. Хотя, возможно, в долгосрочном плане коррупция докажет свою неэффективность, но для этого может потребоваться много времени, и она принесет много вреда, пока это время наступит. Для исправления неудач рынка и его несоответствий справедливое законодательное регулирование необходимо.
Развитые страны научились справляться с самыми вопиющими злоупотреблениями капитализма и в большинстве случаев покончили с детским и рабским трудом, с опасными и вредными условиями труда при потогонной системе, с заработками ниже прожиточного минимума и с другими болезненными явлениями, которые капитализм принес с собой. Эти отрицательные явления сейчас встречаются в развивающихся странах. Но мы знаем, как устранить эти отрицательные явления. Теперь нужно обеспечить развивающимся странам возможность и стимулы для борьбы с этими болезненными явлениями.
Новые этические проблемы для бизнеса — это проблемы, которые принесли с собой Информационный век, Интернет, открывшие возможность новых методов ведения бизнеса, пересекающих все границы.
Деловая этика — это не список правил или статистическая дисциплина. Она должна быть динамичной, как сам бизнес, международной, каким стал бизнес, и достаточно сильной, чтобы противостоять вредным тенденциям, которые питают выгода и жадность.
Никакой бизнес не может быть этичным без наличия нравственных людей. Этические корпоративные структуры, поддерживаемые этически оправданным законодательством, так же необходимы, как и обязательные к исполнению контракты и законы и как наказания для их нарушителей. Ни законодательство, ни этика не достаточны сами по себе. И я надеюсь, что эта книга поможет тем, кому интересны проблемы этики в бизнесе в России, понять, как эффективно приводить доводы в пользу своих взглядов и как требовать уровня этики в бизнесе, который они считают достойным людей в их общественном взаимодействии.
Р.Т. Де Джордж 29 марта 2000 г.
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа