Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


100 Hot Books (Амазон, Великобритания)

 

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с.

 

 

РЕЗЮМЕ (третья глава)

 

Даже в самых простейших ситуациях ни одна команда не сможет рабо­тать эффективно до тех пор, пока ее члены не начнут координировать свои действия. В современной экономике в условиях широкого географическо­го рассредоточения производства проблема поставки необходимых товаров и услуг в нужное время, в требуемое место и тем людям, которые в них нужда­ются, предполагает высокий уровень координации. Более того, участвующие в поставках отдельные лица должны иметь мотивы к выполнению своих за­даний в скоординированном плане.

При принятии глобальных решений цены иногда могут быть использо­ваны для достижения эффективной организации. Это происходит в тех слу­чаях, когда принимающих решения лиц просят оценить ограниченные ресур­сы путем установления цены для каждого из них. В нашем сквозном приме­ре для оценки рабочего времени, затрачиваемого на осуществление любого проекта, использовалась цена, выраженная в человеческих жизнях, посколь­ку это время можно было задействовать при реализации других проектов по спасению людей. В дальнейшем, опираясь только на цены и характеристики отдельных проектов, работники децентрализованной организации могли при­нимать решения, в совокупности составлявшие эффективный план для всей организации. Цены, выполняющие эту функцию, аналогичны рыночным. Их можно определить как цены, при которых предложение каждого ресурса рав­но спросу на него.

Неоклассическая модель общего равновесия Эрроу—Дебре позволяет оце­нить в мельчайших подробностях сложные процессы потребления и произ­водства, осуществляемые фирмами и лицами, принимающими решения, во всех секторах экономики. В данной модели конкурентное равновесие пред­ставляет собой совокупность цен и такое распределение товаров, при кото­ром потребители достигают максимальных значений индивидуальных полез-ностей, а фирмы — максимальных значений прибыли. При этом при данных ценах количества каждого товара или услуги, предлагаемые продавцами, со­впадают с количествами, востребованными покупателями. Фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что конкурентное распреде­ление товаров является эффективным. При конкурентном равновесии цены дают потребителям и фирмам всю информацию, необходимую для принятия экономических решений. Они не призывают ни фирмы, ни потребителей де­лать что-либо, помимо максимизации своей собственной прибыли или полез­ности. В этом смысле рыночный механизм теоретически способен разрешить как проблему координации, так и проблему мотивации. Проводившиеся на рынках эксперименты, похоже, подтверждают то, что реальное поведение, даже при небольшом числе участников на рынках, приблизительно соответствует предсказываемому неоклассической моделью.

Неоклассическая модель также указывает на некоторые проблемы, су­ществующие при анализе реальной экономики. Во-первых, в случае эконо­мики с возрастающей эффективностью отдачи от масштаба могут отсутство­вать цены, уравнивающие предложение и спрос. Это означает, что цены сами по себе не могут координировать и мотивировать надлежащее поведение эко­номических агентов. Отдача от масштаба также связана с наличием несо­вершенной конкуренции, которая нарушает эффективность экономической деятельности. Во-вторых, могут иметь место внешние эффекты (или отсут­ствие рынков). По этой причине лица, принимающие решения, могут счесть, что цены неточно отражают издержки общества (или что некоторые наме­ченные сделки невозможно осуществить). Как мы увидим в главе 5, отсут­ствие некоторых рынков объясняется вескими причинам и эти причины не так легко устранить.

Исторически одна из главных причин роста фирм и ряда иных нерыноч­ных институтов заключалась в том, что нерегулируемые рынки не могли до­стичь эффективности. Но нерыночные формы организации порождают новые проблемы координации, планирования и контроля. Как мы убедились, даже внутри организации цены могут иметь очень важное значение для оценки эффективности деятельности и регулирования управленческих решений.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

 

Неоклассическая модель экономики, основанной на частной собственно­сти, и фундаментальная теорема экономики благосостояния являют собой кульминацию двухсотлетних экономических исследований, начатых еще в «Богатстве народов» Адама Смита (1776). Обзор исторического развития тео­рии изложен в статье Роя Вейнтрауба. Представленные здесь версии и интер­претации моделей основаны на работах Кеннета Эрроу и Жерара Дебре, явля­ющихся нобелевскими лауреатами. Классическая трактовка приведена в ра­боте Дебре «Теория стоимости» (1959), но данная работа крайне абстрактна и в высшей степени математизирована. Более приемлемое изложение содер­жится в ряде учебников по микроэкономической теории, а также в книге Вернера Хилденбранда и Алана Кирмана. В своем посвящении Конгрессу США (опубликованном в издании Хэвмена—Марголиса) Эрроу особенно чет­ко выразил основные идеи. Его идея о рассмотрении внешних эффектов как отсутствующих рынков нашла развитие в статье в книге, вышедшей под ре­дакцией Марголиса.

Теоретическое и экспериментальное изучение побудительных мотивов на рынках и поиск ответа на вопрос о том, дает ли конкурентное равновесие приближенное описание результатов поведения, порождаемого несовершен­ной конкуренцией, составляют область современных исследований. Краткое введение в эти проблемы можно найти в статьях Джона Робертса и Вернона Смита в словаре «New Palgrave». Фридрих Хайек в ходе дискуссий о воз­можности эффективного функционирования социалистической экономики отметил низкие информационные стандарты ее ценовой системы. Предло-экенная Эббой Лернером идея рыночного социализма и проведенные им исследования отношений между ценовым поведением и эффективностью опубликованы в 1946 г. Формализация идей Хайека, осуществленная глав­ным образом Леонидом Гурвицем, представлена им в статье в «American Economic Review».

В большинстве учебников по микроэкономике рассматриваются пробле­мы, присущие ценовой системе, которые обусловлены существованием несо­вершенной конкуренции и внешних эффектов. Интерес к проблеме отсутствия рынков вызван опять-таки Эрроу: см. его уже упоминавшееся выше посвяще­ние Конгрессу. Важность вопросов поиска впервые обоснована Джорджем  Стиглером. Его работа отмечалась при присуждении ему Нобелевской пре­мии. Возможность провалов координации как объясняющих безработицу пред­ставляет собой еще одну область активно проводимых в настоящее время ис­следований. Питер Дайамонд стал лидером в работах по данной тематике. Вероятно, наиболее полное изложение этих проблем дано в статье Робертса в «American Economie Review». Однако эта работа отличается повышенной слож­ностью и достаточно трудна для восприятия. Приблизительно к той же тема­тике относится статья Рассела Купера и Эндрю Джона. В книге Эрроу разви­вается идея о том, что создание организаций представляет собой реакцию на провалы рынка.

Трансфертное ценообразование рассматривается в большинстве учебни­ков по управленческому учету. Классическое изложение соответствующих вопросов принадлежит Чарльзу Хорнгрену и Джорджу Фостеру.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Arrow К. J. Political and Economic Evaluation of Social Effects and Externalities // The Analysis of Public Output / Ed. by J. Margolis. New York : Columbia Univeisity Press, 1970.

Arrow K. J. The Organization of Economic Activity : Issues Pertinent to the Choice of Markets versus Nonmarket Allocation // Public Expenditures and Policy Analysis / Ed. by R. Haveman, J. Margolis. Chicago : Markham, 1970.

Arrow K. J. The Limits of Organization. New York : Norton, 1974.

Arrow K. J., Debreu G. Existence of an Equilibrium for a Competitive Economy //Econometrica. 1954. Vol. 22. P. 265-290.

Cooper R.f John. A. Coordinating Coordination Failures in Keynesian Models // Quart. Journ. Econ. 1988. Vol. 103. Aug. P. 441-464.

Debreu G. The Theory of Value. New York : Wiley, 1959.

Diamond P. A. Aggregate Demand Management in Search Equilibrium // Journ. Polit. Econ. 1982. Vol. 90. Oct. P. 881-894.

Hayek F. The Use of Knowledge in Society // Amer. Econ. Rev. 1945. Vol. 35. P. 519-530.

Hildenbrand W., KirmanA. P. Introduction to Equilibrium Analysis. Amsterdam : North-Holland, 1975.

Horngren С. T., Foster G. Cost Accounting : A Managerial Emphasis. 7th ed. Englewood

Cliffs, N. J. : Prentice Hall, 1991.

Hurwicz L. The Design of Mechanisms for Resources Allocation // Amer. Econ. Rev. 1973. Vol. 63. May. P. 1-30. Lerner A. P. The Economics of Control. New York : Macmillan, 1946.

Roberts J. Large Economics // The New Palgrave : A Dictionary of Economics / Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. London : Macmillan, 1987. Vol. 3. P. 132-133.

Roberts J. Perfectly and Imperfectly Competitive Markets // Ibid. P. 837-841.

Roberts J. An Equilibrium Model with involuntaiy Unemployment at Flexible, Competitive

Prices and Wages // Amer. Econ. Rev. 1987. Vol. 77. P. 856-874.

Smith V. L. Experimental Methods in Economics // The New Palgrave : A Dictionary of Economics / Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. London : Macmillan, 1987. Vol. 2. P. 241-249.

Stigler G. The Economics of Information // Journ. Polit. Econ. 1961. Vol. 69. June. (Русский перевод: Стиглер Дж. Дж. Экономическая теория информации // Тео­рия фирмы. СПб., 1995. (Вехи экономической мысли ; Вып. 2)).

Weintraub R. On the Existence of Competitive Equilibrium: 1930-1954 // Journ. Econ. Lit. 1983. Vol. 21. March. P. 1-39.

 

вернуться


Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru