Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 




Фоксфорд — онлайн-школа для учеников 3−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».

Foxford




 

Хозяйственная этика Пятикнижия Моисея

(Из книги Майбурд Е. “Введение в историю экономической мысли”)

 

Пятикнижие Моисея и другие книги еврейской Библии явились той основой, из которой возникло и на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея были отторгнуты хри­стианской религией. Но в области хозяйственной деятельности и экономических отношений было оставлено очень многое…

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Буквально все области человеческой деятельности и все действия че­ловека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносят­ся с нормами и правилами, предписаниями и запретами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, кото­рую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономи­ческих отношений…

Два начала лежат в основе Моисеева закона — справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу, кото­рый является абсолютным воплощением справедливости и праведности.

В применении к нашей теме справедливость означает призна­ние и неприкосновенность шести основных прав человека: на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

Праведность предполагает выполнение человеком своих обязан­ностей. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бед­ным и больным. Владелец хлебного поля или виноградника обязан оставлять часть урожая неубранным, чтобы этим могли воспользо­ваться нищие или просто голодные путники. По отношению к зем­ным благам праведность означает понимание, что любое из них до­верено человеку Богом. Ты не хозяин своей собственности, а управ­ляющий по доверенности. Тем более это относится к земле — она вся принадлежит Богу.

Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с лихвой. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешивать.

Каждый седьмой год требовалось прощать все долги. И отпус­кать на волю рабов, которые сами продали себя в рабство из-за ну­жды. Через каждые пятьдесят лет объявлялся "юбилей". Человек, ко­торый из-за нужды вынужден был продать наследственный участок земли или дом, имел право выкупить их обратно (тем дороже, чем больше прошло лет со дня продажи). Но если такой возможности у бывшего хозяина не будет, то в юбилейный год его надел должен быть ему возвращен.

Все такие заповеди вытекали из общей: "Люби ближнего своего, как самого себя" (Левит 19:18). Это правило относилось не только к евреям, но и к живущим в стране иноземцам (Левит 19:34), не толь­ко к свободным, но и к рабам. Если хозяин нанес рабу увечье, он должен был немедленно отпустить его на волю. Нельзя было возвра­щать на прежнее место беглого раба, Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и даже скотину. Законы суб­боты, седьмого и юбилейного годов имели чрезвычайное значение. Можно сказать, что они препятствовали формированию класса по­томственных пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового недовольства и появление революционных си­туаций.

Особые правила для судей предписывали судить только по спра­ведливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бед­няка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. За имущественные преступления нельзя было наказывать смертной казнью. Сын не отвечал за преступления отца.

Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым, это и было воздаянием за богобоязненность. Богатство бы­ло знаком Божьего благословения. Указанный принцип, а также другой — что любым своим действием (в рамках Закона Моисея) ты служишь Богу — мы вспомним, когда дойдем до Реформации.

Все эти и подобные им законы были совершенно необычными для людей, которые жили за 1300 лет до нашей эры. Наиболее из­вестный из тогдашних сводов законов — Кодекс Хаммурапи — де­лал акцент не на права человека, а на охрану собственности. Только за помощь беглому рабу там полагалась смертная казнь. Кредитору разрешалось силой отнять у должника часть его имущества в виде компенсации за неуплаченный долг. Не было ничего похожего на недельный день отдыха (тем более для рабов), обязанность благотво­рительности и любви к ближнему. Раб считался имуществом, он подлежал иным законам и иному суду, нежели свободный человек. Трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

 

Вернуться

     Координация материалов. Экономическая школа




PROFI.RU это крупный рекомендательный сервис по подбору специалистов.

На нашем сайте зарегистрированы такие профессионалы, как:

  • строители и мастера по ремонту,
  • репетиторы
  • мастера красоты (стилисты, визажисты и пр.),
  • артисты (ведущие, диджеи, аниматоры и пр.),
  • автоинструкторы,
  • спортивные тренеры,
  • и многие другие.

Анкета каждого специалиста включает в себя подробную информацию с описанием опыта работы, полученного образования, стоимости услуг, примеры работ и отзывы.

 

PROFI




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru