Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 





 

ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) — функция, связывающая зависимую переменную (величину спроса Qd) с различными независимыми переменными, определяющими спрос, такими как цена продукта (Р), доход (Y), цена продуктов-заменителей (Ps), реклама (А) и т. д.: 

                                                    Qd=f (P, Y, Ps, A, ...).

 

Изменение любой из этих переменных изменяет величину спроса, и если мы хотим узнать чистое влияние какой-нибудь одной из этих переменных на спрос, то нам следовало бы сохранить другие независимые переменные неизменными (ceteris paribus).

См.кривая спроса, сдвиг кривой спроса

См. также Уильям Баумоль, гл.8. Кривые спроса, кривые смещающегося спроса, функция спроса, кривая продаж, кривая спроса и наблюдаемая динамика продаж (лекция 5.2, ЭШ)

 

 

СПРОС, или ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС (demand or effective demand) — потребность, нужда или желание иметь какое-то благо, подкреплённое суммой денег, необходимой для его покупки. В экономическом анализе спрос всегда основывается на готовности и способности платить, а не просто на потребности или нужде в благе. Общий спрос потребителей на благо отражается в кривой спроса. Ср. предложение.

 

КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — линия показывающая связь между ценой на благо или фактор производства и величиной спроса в единицу времени. См. рис. 54.

 

 

Большинство кривых спроса имеет отрицательный наклон, так как (а) по мере того, как цена на данный продукт падает, потребители стремятся в своих покупках заменить этим (теперь более дешёвым) продуктом другие; (б) по мере того как цена на данный продукт падает, реальный доход потребителей, как следствие этого, растёт, позволяя им покупать больше продуктов (см. эффект цены, эффект дохода, эффект замещения). Однако в редких случаях может иметь место кривая спроса с положительным наклоном.

 

Наклон кривой спроса отражает степень восприимчивости величины спроса к изменениям цены продукта. Например, если значительное сокращение цены приводит к небольшому увеличению спроса (как было бы в том случае, если бы кривая спроса имела крутой наклон), тогда говорят, что спрос неэластичен по цене (см. эластичность спроса по цене).

 

Кривая спроса во взаимодействии с кривой предложения даёт равновесную рыночную цену.

 

См. ФУНКЦИЯ СПРОСА, СДВИГ КРИВОЙ СПРОСА, УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРЕДЕЛЬНЫЙ ФАКТОРНЫЙ ДОХОД.

 

 

СДВИГ КРИВОЙ СПРОСА (demand curve (shift in)) — перемещение кривой спроса из одного положения в другое (либо влево, либо вправо) в результате некоторого экономического изменения. Данная кривая спроса всегда строится на основании предпосылки ceteris paribus («при прочих равных условиях»), т. е. все прочие факторы, воздействующие на спрос (доход, вкусы и т. д.), считаются неизменными. Но если какой-нибудь из них изменится, то произойдет сдвиг кривой спроса. Например, если вырос доход, кривая спроса сдвинется вправо, так что при каждом уровне цены объём спроса будет больше, чем прежде. См. рис. 110.

 

См. также функция спроса, эластичность спроса по доходу.

 

 

ТЕОРИЯ СПРОСА (theory of demand) — часть экономической теории, посвящённая исследованию факторов, определяющих рыночный спрос на товары и услуги, и влияние рыночного спроса (вместе с рыночным предложением) на цены и количества осуществляемых сделок с товарами и услугами.

См. функция спроса, кривая спроса, сдвиг кривой спроса, эластичность спроса, общая выручка, предельная выручка,

РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА, РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ТЕОРИЯ РЫНКОВ, ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА.

 

 

ОБЪЁМ СПРОСА (quality demanded) — количество продукта (или фактора производства), которое потребители или фирмы покупают в заданный промежуток времени. Объём спроса на продукт зависит от цены этого продукта, дохода потребителей, цен продуктов-заменителей и т. д.

См. функция спроса, кривая спроса, производный спрос

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru