Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 





 

ЯВНЫЕ ЗАТРАТЫ (explict cost) — осуществляемые фирмой платежи за использование факторов производства (труда, капитала), которыми она не владеет. В отличие от неявных затрат (платежей за использование тех факторов, которыми фирма владеет), явные затраты возникают, когда фирма покупает факторы на рынке факторов.

 

 

НЕЯВНЫЕ ЗАТРАТЫ, или ВМЕНЁННЫЕ ЗАТРАТЫ (implicit cost or imputed cost) — альтернативные затраты фирмы, связанные с использованием своих собственных ресурсов производства продукции. Например, если фирма занимает здание, которое является её собственностью, она отказывается от возможности сдачи его в аренду. Таким образом, неявные затраты представляют собой потерю дохода, который мог бы быть получен при сдаче внаём (или продаже) ресурсов фирмы.

 

Чтобы правильно оценить общие затраты на производство товаров или услуг, фирма должна включить в них стоимость аренды на уровне существующих рыночных ставок.

 

См. прибыль, явные затраты, теневая цена

 

ЧАСТНЫЕ ЗАТРАТЫ (private costs) — затраты (явные затраты и неявные затраты) фирм на использование факторов производства в процессе производства своего товара.

Ср. общественные затраты 

 

ПРИБЫЛЬ (profit) — разница, возникающая в случае, когда общая выручка превышает общие затраты. Это определение «экономической прибыли» отличается от определения, используемого бизнесменами (бухгалтерская прибыль), в котором принимаются во внимание только явные затраты. Экономическая прибыль может рассматриваться как:

 

(а) выручка, получаемая владельцами компании после осуществления всех явных затрат (таких, как платежи внешним поставщикам факторов производства) и всех неявных затрат (платежи за использование собственных факторов производства — капитала, труда);

 

(б) вознаграждение предпринимателя за организацию производства, инновацию новых продуктов, несение риска;

 

(в) главная движущая сила экономики частного предпринимательства, способствующая размещению ресурсов между конкурентными способами использования в соответствии с потребительским спросом;

 

(г) источник дохода на макроуровне, являющийся, таким образом, частью национального дохода.

 

См. также максимизация прибыли, нормальная прибыль, сверхприбыль, риск и неопределенность, исчисление национального дохода.

 

 

ТЕНЕВАЯ ЦЕНА (shadow price) — цена или ценность товара, или услуги, определённая условно, когда она не может быть определена либо из-за отсутствия обычного рынка, формирующего цену, либо в силу слишком грубой деформации существующих рынков. Теневая цена или ценность означает наилучшую возможную оценку той цены или ценности, которая сформировалась бы при существовании нормального рынка.

 

В экономике благосостояния цена блага приравнивается к предельным общественным затратам на его производство, т. е. к сумме всех затрат, связанных с этим благом. Например, затраты на электроэнергию — это не только капитал, труд и затраты сырья, но и дополнительные затраты на обеспечение приемлемого размещения отходов (например дыма, грязи), а также затраты, связанные со снижением эстетической привлекательности места, в котором находится электростанция. Эти затраты не подвергаются стоимостной оценке, поскольку нет рынков, на которых эта оценка была бы осуществлена. Теневые цены такого рода часто определяются в анализе «затраты-выгоды».

 

Другое применение теневых цен встречается во внутрифирменной торговле. Например, ресурсы подразделения В данной компании могут быть продуктами её подразделения А. Продукты, которыми торгуют друг с другом два подразделения компании, могут не иметь эквивалентной рыночной цены, так как для них не существует открытого рынка (в качестве примеров таких продуктов можно привести комплектующие изделия или управленческие услуги). Сделки происходят по теневым ценам, которые определяются оценкой затрат плюс отдача на вложенный капитал. Подобное установление рыночных цен часто используется в централизованно планируемой экономике (см. трансфертная цена).

 

Частный случай применения теневого ценообразования можно найти в линейном программировании, где решение задачи порождает гипотетические цены на редкие ресурсы, показывающие, каков будет прирост прибыли от затраты добавочной единицы каждого полностью используемого ресурса.

См. также:

Затраты использования, стоимость капитала для пользователя - user cost of capital

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (profitability) — прибыль фирмы, отнесённая к её размеру, характеризуемому общей стоимостью используемых активов, стоимостью долгосрочного капитала или количеством занятых работников.

См. отдача на вложенный капитал

 

ОТДАЧА НА ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ (return of capital employed) — бухгалтерский показатель прибыльности фирмы, который выражает прибыль фирмы за определённый период времени в процентном отношении к размеру использованного капитала на конец этого периода. Прибыль берётся обычно до уплаты налогов и относится к долгосрочно используемому капиталу, хотя возможны и более широкие сравнения, которые соотносят прибыль до уплаты налогов и процентов со всеми использованными активами, а также более узкие сравнения, которые соотносят прибыль после уплаты налогов с акционерным капиталом.

В рамках политики в отношении конкуренции показатель отдачи на вложенный капитал используется для определения того, получает ли фирма нормальную прибыль или сверхприбыль.

См. аллокативная эффективность, общественные интересы.

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru