Смит, Адам, Smith, Adam (1723 — 1790)
До недавнего времени Адам Смит был известен только как автор единственной книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations), год выхода в свет которой для американского читателя запомнить несложно — это год американской революции, 1776. Считается, что эта книга положила начало формированию экономики как самостоятельной науки. Кроме того, именно этой книге мы обязаны появлениям доктрины свободного предпринимательства. Хотя перу Адама Смита принадлежит еще один крупный трактат, «Теория нравственных чувств» (The Theory of Moral Sentiments, 1759), посвященный исследованию этических норм, которые сохраняют целостность человеческого общества, экономисты обычно ограничиваются прочтением «Богатства народов»; те же, кто прочел обе книги, как правило, отмечают видимые противоречия между ними и недоумевают, почему Смит не попытался как-то согласовать эти книги одну с другой. Кроме того, он написал множество очерков на философские и литературные темы, а найденные среди его рукописей заметки по вопросам риторики и правосудия позволяют предположить, что Смит до конца жизни работал над созданием всеобъемлющей системы общественных наук, которая, увы, осталась незавершенной. Но эти очерки и заметки редко попадались на глаза исследователям и считались малоинтересными.
Однако публикация полного собрания сочинений и переписки Адама Смита, предпринятая Университетом Глазго (Complete Works and Correspondence of Adam Smith, 1976-81) пролила новый свет на его творческое наследие, которое, если рассматривать его целиком, характеризует автора не просто как экономиста, а скорее как создателя философской системы, охватывающей различные стороны человеческой жизни — и, кроме того, как мыслителя, в значительной степени проникнутого традициями XIX столетия и гораздо менее «современного», чем принято считать. И все же, именно «Богатство народов» отражает наивысший уровень развития философской мысли Адама Смита. На тот момент это исследование явилось наиболее серьезной попыткой проанализировать процессы, характерные для «коммерческого общества» — так в те времена именовалась система, которую сейчас мы называем «капиталистической экономикой». Разработанный Смитом подход к вопросам ценности и распределения предопределил ход развития экономической мысли на сто лет вперед — вплоть до «маржинальной революции» восьмидесятых годов XIX столетия, и фактически стал основой школы английской классической политэкономии. А его «крестовый поход» против экономической политики тех времен, которая, с его легкой руки, и по сей день именуется «меркантилизмом», определил характер воздействия на текущие события, который остается свойственным экономической науке и по сей день. Именно это имеется в виду, когда мы называем Адама Смита классиком политической экономии; для него, однако, этот термин означал не взаимосвязь политики и экономики, но экономическую политику государства.
Адам Смит родился в небольшом шотландском городке Кирколди, отделенном от Эдинбурга заливом Ферт-оф-Форт и населенном по большей части рыбаками и углекопами. Его отец, таможенный чиновник, умер вскоре после рождения своего единственного сына. Все годы, кроме проведенных за пределами Шотландии, Адам Смит прожил с матерью, вплоть до ее смерти в 1784 году. Он не был женат и, насколько известно, никогда не был всерьез увлечен какой-либо женщиной. Адам Смит поступил в Университет Глазго в возрасте 14 лет — что, впрочем, в те времена было обычным делом — и в 17 лет уже получил диплом магистра гуманитарных наук. Затем, получив стипендию, он продолжил обучение в Оксфорде, в Бэллиол-колледже. Шесть лет, проведенные в этом старейшем английском университете, заставили его глубоко разочароваться в практикуемой там (как и в Кембридже) системе обучения. По возвращении в Шотландию Адам Смит прочел несколько курсов публичных лекций, благодаря успеху которых он был избран на должность профессора логики в Университете Глазго в 1751 году и почти сразу же после этого получил еще более почетное место профессора этики.
Опубликовав в 1759 году свою «Теорию нравственных чувств», которая упрочила его научную репутацию, Адам Смит оставил университетскую кафедру в 1763 году, чтобы сопровождать юного герцога [Duke of Buccleuch] в качестве наставника в его путешествии по Европе. За время, проведенное во Франции, Адам Смит познакомился со многими выдающимися деятелями науки и культуры того времени, в том числе Кенэ, Тюрго, Жан-Жаком Руссо и Вольтером. Вернувшись в Англию в 1766 году, он поселился на родине, в Кирколди, и посвятил следующие годы «Исследованию о природе и причинах богатства народов» — поездка на континент с герцогом Баклю обеспечила ему солидную пожизненную пенсию. Через два года после выхода в свет этой книги Адам Смит был назначен комиссаром таможенного управления Шотландии и, вступив в должность, начал борьбу с контрабандой — хотя в «Богатстве народов» контрабанда оправдывалась и даже превозносилась как протест против «неестественного» законодательства! Адам Смит умер в 1790 году в Эдинбурге. Незадолго до смерти он приказал сжечь все свои неопубликованные рукописи — по словам очевидцев, 16 томов инфолио — и самолично проследил за выполнением этого приказа.
Современных читателей «Богатства народов» в первую очередь, как правило, удивляет широта этого исследования, которое раздвигает рамки экономики и пытается охватить историю, политэкономию и даже антропологию. Этот основательный труд состоит из пяти книг, но лишь первые две из них вызывают неизменный интерес читателей уже более двухсот лет. Именно здесь вводится идея о фундаментальной причине «богатства народов», каковой является, по Смиту, разделение труда; объясняется столь же фундаментальное различие между «естественной» и «рыночной» ценой товаров и развиваются теории ценности и распределения. Некоторые концепции — например, различие между мерой и причиной ценности и между производительным и непроизводительным трудом — не сразу нашли понимание и вызвали долгие споры многих поколений мыслителей-экономистов. Но все же большая часть идей, изложенных в «Богатстве народов», стала классикой в прямом смысле этого слова — например, мастерское объяснение структуры относительных уровней заработной платы (книга I, глава X) и доказательство так называемой «теоремы о равенстве сбережений и расходов» (книга II, глава III). Но книги III-V уже никак не вписываются в наши представления о классическом труде по экономике: здесь мы находим и описание экономического развития Европы со времен падения Римской империи, и критику колониальной политики европейских государств, и анализ различных методов отправления правосудия в первобытном обществе; автор знакомит нас с историей возникновения регулярных армий, рассказывает о развитии образования в средние века, об увеличении и уменьшении светской власти церкви — и все эти многообразные сведения изложены великолепным стилем, характерным для прозы XVIII столетия.
Но при этом одной из особенностей книги, которая делает ее даже более привлекательной для нынешнего читателя, чем для современника Адама Смита или человека XIX столетия, является постоянное внимание автора к политическим позициям различных социальных групп, в особенности предпринимателей, организованно воздействующих на правительства с целью получения легальных монополий и особых привилегий. Также Адам Смит демонстрирует ясное понимание корыстных мотивов политиков и государственных чиновников. Фундаментальный труд «Богатство народов» предвосхитил появление в XX столетии теорий общественного выбора и экономического регулирования, которые связываются с именами Джеймса Бьюкенена и Джорджа Стиглера.
Хотя взгляды Адама Смита на действия предпринимателей и законодателей отличаются глубоким цинизмом, а функцией правительства он считал обеспечение населения теми социальными услугами, которые не могут или не должны быть предоставлены частными организациями, все же в истории экономики и европейской научной мысли он останется навсегда как один из ярчайших сторонников свободы торговли, свободы предпринимательства и свободы перемещения людей и товаров — короче говоря, политики невмешательства государства и свободы рынка от каких-либо ограничений. Некоторые скажут, что это представление очень далеко от действительности, и цели Адама Смита были совсем иными.
Несомненно, перечисленные выше идеи не исчерпывают всего философского наследия этого мыслителя, но так же несомненно и то, что они являются его важной частью. Называя Адама Смита выразителем воззрений промышленной буржуазии, мы, возможно, приуменьшаем его значение, но отнюдь не приписываем ему лишнего.
Литература:
J. Viner, Smith, Adam, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 14, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); S. Hollander, The Economics of Adam Smith (University of Toronto Press, 1973); A.S. Skinner and T. Wilson (eds.), Essays on Adam Smith (Clarendon Press, 1975); R.H. Campbell and A.S. Skinner, Adam Smith (Croom Helm, 1982).
См. также:
Adam Smith (The History of Economic Thought website)
Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов
Адам Смит. Теория нравственных чувств
Марк Блауг. Адам Смит
Жид Ш., Рист Ш. Адам Смит
Сторчевой М.А. Экономическая теория А. Смита
Майбурд Е.М. Мир Адама Смита
Марк Блауг. Адам Смит (100 великих экономистов до Кейнса)
Что полезнее - вода или алмаз? (из 12 лекции ЭШ)
Заметки (см. Адам Смит)
В.М.Гальперин, гл.7, # 7.2.2: 7А. Сходство и отличие теории потребления и теории производства Равновесие в трех периодах (сравнительная статика)
Йозеф Шумпетер. [е) Адам Смит и «Богатство народов»]
Карен И. Вон. Невидимая рука
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа
Экономическая школа 90