Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 



АЛЬФА БАНК

Альфа-Банк [CPS] RU



Ваш Репетитор - крупнейшее сообщество частных репетиторов в РФ. Работаем с 2005 года. Все услуги для учеников (консультации, подбор репетиторов) - бесплатны. Сами занятия оплачиваются клиентом напрямую преподавателю, без комиссии. Все преподаватели при регистрации проходят собеседования, многие - аттестацию по предмету, некоторые предоставляют авторитетные рекомендации. Но главной оценкой уровня репетитора мы считаем отзывы о занятиях, которые обязательно собираем у каждого нашего клиента.

Ваш репетитор

Ваш репетитор



Фишер Ирвинг

Fisher Irving (18671947)

 

 

Ирвинг Фишер был одним из величайших и, несомненно, одним из ярчайших американских экономистов, которые когда-либо существовали. Это был писатель и педагог поразительного кругозора и энергии, чьи работы выделяются необыкновенной ясностью изложения, при которой все тонкости обычно откладываются до того момента, пока не будут выведены, с использованием вербальных, алгебраических и геометрических средств, основные принципы. Вдобавок эти работы охватывают полный спектр от математической экономики до математической статистики, от теории ценности и цен до теории капитала и процента. Привычное сегодня различение между запасами и потоками почти полностью обязано своим возникновением его шедевру «Природа капитала и дохода» (The Nature of Capital and Income, 1906). Современная теория реальной процентной ставки вытекает из его «Теории процента» (Theory of Interest, 1930), пересмотренной версии более ранней книги Фишера «Ставка процента» (The Rate of Interest, 1907). Его знаменитый «идеальный индекс» цен — геометрическая средняя двух индексов, в которых в качестве весов при ценах используются показатели выпуска в течение базового года и на конец года, — был обоснован в «Составлении индексных показателей» (The Making of Index Numbers, 1922). Наконец, «Покупательная сила денег» (The Purchasing Power of Money, 1911)

 обрядила старую количественную теорию денег в новые одежды. Читая сегодня эти книги, надо постоянно помнить о времени, когда они были опубликованы, поскольку они читаются так, как если бы были написаны совсем недавно, и не требуют почти никакой редакции, чтобы соответствовать более поздним теоретическим достижениям.

 

Ирвинг Фишер родился в зажиточной части Нью-Йорка в 1867 г. и получил степень бакалавра по математике в Йельском университете в 1898 г., за которой последовала докторская степень по экономике в 1901 г. Три года он преподавал в Йеле математику и переместился на факультет экономики в 1895 г., когда приобрел международную известность в качестве автора поразительной по оригинальности докторской диссертации «Математические исследования теории ценности и цен» {Mathematical Investigations in the Theory of Value and Prices, 1892), которая содержала, среди всего прочего, проект машины для иллюстрации общего равновесия в экономике, состоящей из многих рынков. Фишер оставался в Йеле до выхода на пенсию в 1935 г. Он был директором фонда Remington Rand (сейчас — Rand Corporation), основателем и президентом Ассоциации исследований по евгенике, Лиги за денежную стабильность и Эконометрического общества, Американской статистической ассоциации и буквально десятков других компаний и агентств.

 

Целью «Природы капитала и дохода» являлось теоретическое обоснование бухгалтерской науки, как на уровне отдельного предприятия, так и для всей экономики в целом. Фишер определил «капитал» как любой запас (земля, машины, здания, сырье, природные ресурсы, профессиональные навыки), генерирующий поток услуг во времени, а «доход» — как превышение данного потока услуг над объемом, необходимым для поддержания и возмещения этого запаса. Связь между капиталом и доходом выражена в процентной ставке, поскольку ценность капитала есть не что иное, как сегодняшняя ценность потока дохода, который капитал принесет в будущем, т.е. сумма будущих доходов, дисконтированная с учетом текущей ставки процента. Не капитал сообщает ценность доходу, а доход сообщает ценность капиталу, ибо экономическая деятельность по сути своей устремлена к будущему. Отсюда следует, что капитал, строго говоря, является единственным фактором производства, что весь распределяемый доход состоит из процента, так что и заработная плата оказывается лишь процентом на человеческий капитал, и что национальный доход целиком состоит из расходов на потребление. Очевидно, что система национальных счетов в ее современном виде отвергает сознательное игнорирование, в традиции Фишера, инвестиций при измерении национального дохода. Но практически все остальные элементы этой самой блистательной книги из блистательного книжного наследия Фишера приняты без оговорок современной экономической наукой.

 

Ядром «Покупательной силы денег» (1911), посвященной Саймону Ньюкомбу, явилось «уравнение обмена»: MV+M1W1 = РТ, где М и М1 означают сумму банкнот, металлических денег и банковских депозитов в обращении, V и V1 — соответствующие скорости

 обращения, Р — уровень цен (величина, обратная «покупательной силе денег»), а Т показывает общий объем сделок, причем все переменные берутся за одинаковый период времени — скажем, один год. Фишер прекрасно понимал, что защитники количественной теории денег часто подавали ее не как теорию, а как трюизм. Рассматриваемое как теоретическое предположение, равенство РТ и MV+M1W1 достигается лишь через посредство механизма, связывающего увеличение запаса М или М1 с потоком расходов. Таким

 образом, во  время, пользуясь выражением Фишера, «периодов перехода» между двумя сравнительными состояниями статического равновесия, правая часть «уравнения обмена» не равна его левой части, и именно эта возможность неравенства между ними позволяет действительно говорить о количественной теории денег. Он всегда помнил о том, что искомую теорию уравнение обмена в значительной степени скрывает, — например, скрывает роль процентной ставки в так называемом «косвенном механизме», связывающем деньги с ценами, в отличие от «прямого механизма», который действует через реальную ценность денежных остатков, обычно имеющихся на руках у экономических агентов. Несмотря на тот факт, что книга не содержит фактически никаких ошибок или упущений и несмотря на пионерные усилия Фишера количественно определить параметры уравнения обмена, баланс аргументации в книге был таков, что создавал впечатление догматической защиты количественной теории денег, минимизируя вес периодов перехода до такой степени, что они практически исчезали из виду. Эта книга так и не разделила безоговорочный успех других его работ и потерпела полную неудачу в попытке разрешить великий спор о сущности количественной теории денег. Даже современные монетаристы сочли необходимым начать все сначала, сформулировав заново проблему — как же именно увеличение предложения денег воздействует на цены?

 

«Теория процента» Фишера не претендовала на то, чтобы сказать что-либо новое, и ее значение как книги целиком относится к ее выдающимся педагогическим качествам. Она была посвящена «памяти Джона Рэ и Евгения фон Бем-Баверка, заложивших тот фундамент, на котором я взялся строить», и ее содержание сводилось к демонстрации того, что реальная ставка процента определяется как спросом, так и предложением: спросом на производственные и потребительские ссуды, с одной стороны, и предложением сбережений — с другой. Большая часть книги посвящена теории относительно того, как определяется реальная процентная ставка, но различие между реальной и денежной ставкой процента проводится в начале книги и всплывает снова в заключительных главах.

 

Три работы Фишера были посвящены проектам денежной реформы: «Стабилизация доллара» (Stabilizing the Dollar, 1920), «Штампованная бумажка» (Stamp Scrip, 1933) и «Стопроцентные деньги» {100% Money, 1935); две другие — «Бумы и депрессии» {Booms and Depressions, 1932) и «Инфляция» {Inflation, 1933) — имели целью подкрепление его предложений в той же области. «Стабилизация доллара» содержала остроумную схему стабилизации покупательной способности денег в условиях конвертируемого золотого стандарта {convertible gold standard) за счет варьирования официальной цены на золото в сторону, противоположную движению индекса цен, — система, которую могла бы принять отдельная страна, дополняя ее гибким обменным курсом своей валюты, или сразу всеми странами при использовании фиксированных валютных курсов. «Бумы и депрессии» и «Штампованная бумажка» развивали старое предложение Сильвио Гезелля (1862-1930) о введении ежемесячного штемпелевания на почте бумажных банкнот, которые без подобных печатей переставали бы служить законным платежным средством; целью данной схемы было противодействие накоплению банкнот «в чулке», чего удалось бы добиться, если бы подобное также распространялось на банковские депозиты, — пункт, который Фишер поспешил отметить. «Стопроцентные деньги» были призваны продемонстрировать, что деловые циклы в основном обязаны своим возникновением банковскому кредиту и способности банков в условиях системы частичных резервов «создавать деньги» по желанию. Предложенное решение проблемы состояло в том, чтобы обеспечить 100-процентное резервирование под принятые депозиты; вкладчики платили бы комиссионные, чтобы покрыть расходы на управление их депозитными счетами, а банкам пришлось бы выдавать кредиты из средств, заимствованных на рынке капиталов. Фишер откровенно признал, что эта идея стара, как само банковское дело; в частности, он сослался на группу экономистов из Чикагского университета, включавшую Генри Саймонса, Фрэнка Найта и Пола Дугласа, которые выступили с подобной схемой лишь двумя годами ранее; она и до сего дня поддерживается многими экономистами, в первую очередь, Милтоном Фридменом.

 

Сделав в начале жизни приличное состояние благодаря изобретению картотечной системы с использованием видимых шифров, Фишер позднее потратил большую его часть на проведение кампаний в пользу множества идей, которым был страстно предан, включая запрет алкоголя, профилактическое медицинское обслуживание, евгенику, мир во всем мире и систему 100-процентного банковского резервирования. Его огромное влияние среди профессиональных американских экономистов (не говоря о его личном состоянии) рухнуло в 1929 г.: он не только не сумел предсказать крах на Уолл-стрите, но и после его наступления продолжал месяц за месяцем утверждать, что начало нового бума уже за углом. Тем не менее, он продолжал публиковаться до 75-летнего возраста, скончавшись пять лет спустя в 1947 г.

 

Фишер так и не создал школы. Он имел много учеников, но мало последователей. Многие из его поздних работ были приняты с неодобрением, возможно потому, что имя Фишера все более стала окружать аура чудака. Собратьям-экономистам было трудно удержаться от сомнений относительно взглядов человека, чья книга «Как жить: правила здоровой жизни, основанные на современной науке» (How to Live: Rules for Healthful Living Based on Modern Science, 1915) стала национальным бестселлером, переведенным на 10 языков. Возможно, если бы Фишер был более осторожен в своих прогнозах накануне и во время Великой депрессии, его репутация не померкла бы столь драматически в последние два десятилетия жизни.

 

Литература

 

J.A. Schumpeter, Irving Fisher 1867-1947, Ten Great Economists from Marx to Keynes (Oxford University Press, 1948); M. Allais, Fisher, Irving, International Encyclopedia of Social Sciences, vol.5, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).

 

 

См.также:

Ирвинг Фишер. Покупательная сила денег

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа






Home Credit Bank

Home Credit [CPS] RU



 

Как начать работать в Тинькофф Банк:
Регистрация на сайте https://weboffice.tinkoff.ru
Выбор интересной вакансии из более, чем 20 должностей
Первичное обучение (просмотр видео о банке)
Мини- собеседование по телефону
Анкета соискателя (проверка службой безопасности банка) (₽)
Второй этап обучения с прикрепленным наставником
Тестирование по пройденному материалу
Выход на работу

HR Тинькофф RU CPS





Домашняя школа InternetUrok – это онлайн-школа с 1 по 11 класс, а значит, это возможность учиться в удобном для себя месте, в удобное для себя время, в своем темпе и получить при этом полноценное образование. У нас организован высококачественный дистанционный образовательный процесс, включающий контакт с учителями на всех этапах (подготовка к уроку, онлайн-видеоконсультации, выполнение домашнего задания). Официальное зачисление в лицензированную и аккредитованную школу г. Москвы позволяет проходить все промежуточные аттестации (кроме 9 и 11 класса) удалённо и получить аттестат государственного образца. Тем, кто хочет углубить свои знания по отдельным предметам в дополнение к учебе в обычной школе, мы предлагаем формат обучения «Самостоятельный» (с доступом к видеурокам, тренажерам и тестам). Ребенок часто пропускает школу из-за внешкольных увлечений (музыка, спорт и т.п.). Ребенок часто пропускает школу по состоянию здоровья. Ребенок и/или его родители недовольны обучением в обычной школе (качество, методы обучения, контингент учащихся). Семья живет в местности, где школ – мало (они далеко находятся или переполнены). Семья проживает в другой стране, но родители хотят, чтобы ребенок получил российское образование. Семья часто путешествует или переезжает. Возможность удобного зачисления в московскую школу из любой точки России и мира в любое время года. Огромная библиотека качественных видеоуроков, конспекты, тесты, тренажеры в неограниченном количестве, онлайн-видеоконсультации с учителями. Лучшие учителя Санкт-Петербурга и Москвы. Все аттестации проводятся дистанционно. Индивидуальное сопровождение: служба кураторов и услуга «персональный наставник». Аттестат государственного образца.

InternetUrok






O′STIN – это комфортный интернет-шопинг и 730 магазинов в 5 странах. 14 лет мы выпускаем одежду в стиле casual для любых ситуаций, времени года и погоды, помогая покупателям создать свой собственный, неповторимый образ

Ostin




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru