Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 
100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




Результаты Межвузовской Интернет–олимпиады по Микро- и Макроэкономике 2014 года

Киреев Алексей Павлович

Alexei Kireyev Математика (формальная наука, Новосибирск) забила фундаментальную науку (экономику). Нет ли проблемы?

Гребенников Петр Ильич

Петр Гребенников Алексей, в данном случае Вы неправы. В КИМах наших олимпиад нет математики, есть только экономическая теория и арифметика. Ваш упрек, скорее, можно отнести к НИУ-ВШЭ (Москва), где Микроэкономика действительно чрезмерно (по-моему) математизирована. Поэтому студенты московской "вышки" и не участвуют в наших олимпиадах, несмотря на регулярные приглашения.
Экономический факультет НГУ берет призовые места не за счет знания математики, а потому, что этот коллектив сумел сохранить качественный уровень преподавания, в отличии от многих других вузов. Вот, например, какое письмо я получил неделю назад от доцента кафедры экономической теории и предпринимательства экономического факультета Омского ГУ А. Л. Карпова:
"Часов итак на микроэкономику было мало, а их только сокращают. У нас на все микро для студентов этого года 36-36 часов (естественно микро 2 они пройти не могут по определению). На следующий год будет еще меньше - 18-36 часов. Зато будет какая-то новая ерунда типа Истории бухучета и Истории налогообложения с тем же объемом часов, что и все микро. Это у нас так совершенствуют программу для бакалавров экономики. Математику кстати им тоже сокращают. И чего можно ожидать после этого?"
В СПбГЭУ (бывший финек) часы на микро- и макроэкономику сократили вдвое. На экономическом факультете СПбГУ экономическая теория, по-прежнему, по существу ассоциируется с "Капиталом" К. Маркса. Пренебрежение современной экономической теорией в наших вузах - это осознанная (хотя официально не признаваемая) политика государства. Экономическая теория – одна из главных основ мировоззрения человека. Людям, лишенным современных экономических знаний, легче внушать, что нынешняя экономика России вполне нормальна, что предметом общественных дискуссий должны быть не вопросы качества функционирования экономического блока правительства и условия ведения бизнеса, а возвращать ли на место памятник Ф. Дзержинского или прежнее имя Волгограду. Это должно заботить российских экономистов сегодня. Вопрос о роли математики в экономической теории был решен еще в конце прошлого века и сегодня «математический империализм» экономической теории никак не грозит.

Alexei Kireyev Задачи по т.н. микроэкономике состоят из смеси задач по математическом анализу (calculus – mathematical study of change) и теории игр (game theory – mathematical study of decision making) - двух разделов математики, которые могут использоваться в решении задач в любой области, от астрономии до зоологии.
Задачи по т.н. макроэкономике – сводятся к задачам по алгебре (algebra - reunion of broken parts), выдернутым из ее отдельных разделов, от элементарной до абстрактной, смотря что подойдет.
Я не вижу ничего дурного в интенсивном использовании достижений математики (формальной науки, не имеющей собственного предмета исследования) в экономике (фундаментальной науке, имеющей собственный предмет исследования). Также как и в использовании в экономике других формальные наук (логика, статистика, лингвистика), которые без приложений к реальному миру сами по себе смысла не имеют.
Но я категорически против присуждения первых мест на олимпиадах по экономике за хорошее знание дифференциально-интегральных исчислений, теории игр или линейной алгебры. За это места должны присуждаться на олимпиадах по математике. Но планка там, уверен, стоит намного выше, и ни один т.н. экономист первого места не получит.
Я также против выдачи Нобелевский премий по экономике математикам за решение математических проблем, например, за создание теории игр или теории управления. Если они решили математическими методами некоторую важную экономическую проблему – это другой вопрос. Но таких можно пересчитать на пальцах одной руки.

 

Петр Гребенников  В Вашей фразе: «Задачи по т. н. микроэкономике состоят из смеси задач по математическому анализу и теории игр. . .» слово «микроэкономике» можно заменить словом «физике» (химии, биологии, психологии, сопромату, и т.д.), но от этого физика не перестает быть самостоятельной наукой.  Призеры продемонстрировали хорошие знания не по дифференциальному исчислению или линейной алгебре, а в понимании сути экономических процессов и взаимосвязи между ними;  без этого получить правильный ответ в задаче, не говоря же о тестах, невозможно. А без теорий игр и управления, а также математических работ по принятию решений в условиях неопределенности, динамических моделей роста и циклов экономическая наука выглядела бы очень примитивно.

Alexei Kireyev

1. Где посмотреть задачи олимпиады? Очень надеюсь, что в российских олимпиадах экономика все-таки на первом месте. На Западе это не так. Надо взять любую задачу и поставить простой тест: если студент не сможет решить дифференциальное уравнение или найти Nash equilibrium, но интуитивно опишет на словах суть экономического процесса (как это сделал в свое время Кейнс, например), сможет ли он победить на российской олимпиаде по экономике? На Западе однозначно нет.

2. Полностью согласен, что физика (также как и экономика) не перестают быть самостоятельными науками, если в них используется математика. Мой аргумент противоположный: математика не в состоянии превратиться в физику, экономику, химию или любую другую фундаментальную науку, поскольку математика просто не имеет собственного предмета исследования. Также как и выдающиеся математики никогда не станут экономистами просто потому, что их математические достижения были использованы прежде всего в экономике. Если бы линейное программирования было бы использовано более активно в зоологии, чем в экономике, неужели Канторович считался бы великим зоологом?

3. Безусловно, без математических game theory, control theory, decision theory etc., экономика внешне выглядела бы примитивно, что отнюдь не делает ее куда более нетривиальной по существу, как и любую другую общественную науку. С моей точки зрения, как раз наоборот: математика делает экономику примитивной. Много раз наблюдал: приходит в класс по экономике неудавшийся математик (обычно спец по теории игр, которых повыгоняли с кафедр математики везде по миру) , быстро на удивление собравшихся решает на доске некоторое уравнение, публикует десяток статей, смехотворных для серьезных математиков, но очень накрученных для нематематиков (часто даже теоремы доказывает) , и получается великий экономист. Какой примитив!

4. Помимо математики, экономика требует использования как минимум логики (как раздела философии), которая вообще не изучается на экономфакультатах, истории, географии (в Америке ее вообще отменили как науку) и пр. фундаментальных наук. Напомню, экономист “должен мыслить символами и хорошо владеть словом. Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с легкостью касаться и абстрактного, и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого — ради будущего. Ничто в человеческой природе и институтах общества не должно ускользать от его внимания. Он должен одновременно быть целеустремленным и отстраненным; неподкупным и обращенным к небу, как истинный художник, но при этом твердо стоять на ногах и быть практичным, как политический деятель”. Короче, добавить к определению Кейнса нечего. За пределами владения символами, какие из этих качеств тестируются на олимпиадах по экономике?

 

 Петр Гребенников 

1. Продукцию, продающуюся на рынке совершенной конкуренции, могут производить две группы фирм, различающиеся общими затратами:

 ТС1 = 256 – 25Q + Q2;  ТС2 = 16 + 2Q  + Q2.

Какая цена установится на рынке в длительном периоде при отраслевом спросе QD = 35,5 – 0,5Р ?

 2. Товар производится по технологии, соответствующей производственной функции Q = L0,5K0,5, и продается в условиях совершенной конкуренции.

Равновесие на рынке устанавливается при Р = 20; Q = 180.

Определите цену капитала, если цена труда w = 1.

 3. На рынке с линейными функциями спроса и предложения установилось равновесие при P = 10; Q = 20; eS = 2,5; eD = – 2.

Какую максимальную сумму налога можно собрать с этого рынка путем взимания акциза с каждой проданной единицы товара?

 

 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru