Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — БЛАГО, спрос на которое растёт при повышении его цены, а не падает, как следует из общей теории спроса. Это положение применимо лишь для особых товаров (см. неполноценный товар), которые составляют столь высокую долю в бюджете домохозяйств, что повышение цены вызывает сильный отрицательный эффект дохода, который полностью превосходит нормальный эффект замещения.

 

См. эффект цены, кривая спроса с положительным наклоном.

 

 

НЕПОЛНОЦЕННЫЙ ТОВАР, или НИЗШЕЕ БЛАГО (inferior product) — благо (товар или услуга), для которого эластичность спроса по доходу отрицательна. Иными словами, с увеличением дохода приобретаемое количество этого блага снижается. Следовательно, когда цена такого продукта падает, увеличивая тем самым реальный доход потребителей, то это уменьшение цены будет порождать эффект дохода, приводящий к уменьшению спроса. Этот эффект противоположен по направлению эффекту замещения от снижения цены, который выражается в том, что потребители будут покупать большее количество данного товара, так как он стал относительно дешевле. Сказанное относится к ограниченному кругу товаров и услуг.

 

См. ЭФФЕКТ ЦЕНЫ, НОРМАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, КРИВАЯ ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ, ЗАКОН ЭНГЕЛЯ.

 

 

КРИВАЯ СПРОСА С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ НАКЛОНОМ (upward-sloping demand curve) — кривая спроса, которая (на некотором участке) описывает прямую, а не обратную зависимость между ценой на продукт и объёмом спроса на него в единицу времени.

 

Большинство кривых спроса основаны на допущении о рациональности потребителей при покупке ими благ и полной их информированности о ценах и характеристиках продуктов. Если изменить любое из этих допущений, то функция спроса может изображаться не обычной кривой спроса для нормального товара (как на рис. 55а), а кривой спроса с положительным наклоном (как на рис. 556).

 

Если цена растёт с ОР1 до ОР2 (рис. 55а), то объём спроса на продукт уменьшается с OQ1 до OQ2. Если цена растёт с ОР1 до ОР2 (рис. 556), то объём спроса на продукт увеличивается с OQ3 до OQ4. Последнее может иметь место

(а) из-за демонстративного потребления (см. эффект веблена);

(б) из-за веры в то, что если цена продукта возрастает, то его качество улучшается;

(в) из-за того, что продукт является товаром гиффена.

 

 

 

См.: функция спроса, рациональность потребителя

Х.Лейбенстайн.Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса

Лекция 16. Эффект дохода и эффект замены

П.А.Ватник. Равенство Слуцкого и смежные вопросы

 

 

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА (Veblen effect) — явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном (в противоположность кривой спроса с отрицательным наклоном), так как им свойственно демонстративное потребление. Кривая спроса с отрицательным наклоном означает, что объём спроса на определённый товар находится в обратной зависимости от его цены (когда цена возрастает, объём спроса снижается). С другой стороны, действие эффекта Веблена приводит к тому, что объём спроса на определённый товар оказывается в прямой зависимости от его цены (когда цена возрастает, объём спроса также растёт).

 

См. также Веблен, эффект дохода, закон энгеля.

 

 

ЭФФЕКТ ЦЕНЫ (price effect) — влияние изменения цены на объём спроса на продукт. В теории спроса эффект цены может быть подразделен на эффект замены и эффект дохода. На рис. 149 показано, что потребитель имеет исходную бюджетную линию XY (изображающую различные комбинации благ А и В, которые он может купить при данных относительных ценах на эти блага). I1 и I2 — кривые безразличия (показывающие альтернативные комбинации двух благ, каждое из которых приносит потребителю одинаковую полезность, или удовлетворение). Точка L, где I2 касается бюджетной линии XY, обозначает исходное состояние равновесия для потребителя, который максимизирует своё удовлетворение с помощью потребления блага А в количестве Od и блага В в количестве Ое. Предположим, что цена блага В увеличивается, в результате чего потребитель не имеет возможности покупать такое же количество блага В, как ранее. Эта новая ситуация отражается

 

сдвигом бюджетной линии от XY до XZ. Потребитель переместится в новую равновесную позицию (точка М, где I1 касается бюджетной линии XZ), потребляя благо А в количестве Of и благо В в количестве Og.

 

Реальный доход потребителя уменьшается с ростом цены блага В. Однако передвижение из точки L в точку М и уменьшение потребляемого количества блага В с Ое до Og является комбинацией эффектов дохода и замещения. Для того чтобы выделить эффект замещения, необходимо увеличить доход потребителя с тем, чтобы компенсировать ему потерю покупательной способности, т. е. сдвигать бюджетную линию вправо параллельно ей самой до тех пор, пока она не станет касательной к исходной кривой безразличия в точке N (комбинация N приносит то же удовлетворение, что и комбинация L).

 

Но при этом потребитель снизил объём приобретения блага В (цена которого возросла по отношению к цене блага А) и увеличил потребление блага А. Следовательно, перемещение из L в N, т. е. уменьшение объёма спроса на благо В с Ое до Oh, и есть эффект замещения.

 

Эффект дохода определяется тем, что не происходит компенсирующего увеличения дохода, т. е. происходит возвращение на бюджетную линию XZ, которая касается кривой безразличия I1 в точке М, что означает оптимальную комбинацию количества Of блага А и количества Og блага В. Перемещение из N в М является эффектом дохода и уменьшает объём спроса на благо В с Oh до Og.

Для нормального продукта эффект дохода и эффект замещения усиливают друг друга, так что увеличение цены приводит к уменьшению объёма спроса на это благо. Однако в случае низшего продукта эффекты дохода и замещения действуют в противоположных направлениях, что затрудняет предсказание влияния изменения цены на объём спроса. В предельных случаях, когда расходы на благо составляют значительную часть бюджета домашнего хозяйства, эффект дохода от изменения цены может быть настолько большим, что превысит эффект замещения, так что снижение цены приведёт к уменьшению объёма спроса. Например, в развивающихся странах, где большая часть бюджета домашних хозяйств расходуется на продукты питания, такие как рис, падение цен на него может привести к падению объёма спроса, так как реальные доходы домашних хозяйств возрастут и они будут иметь возможность покупать больше мяса и рыбы вместо риса.

 

См. ТОВАР ГИФФЕНА, РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Лекция 16. Эффект дохода и эффект замены

П.А.Ватник. Равенство Слуцкого и смежные вопросы

 История переоткрытия статьи Евгения Слуцкого "К теории бюджета потребителя"

 

НОРМАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (normal product) — товар или услуга, для которых эластичность спроса по доходу положительна: по мере возрастания дохода покупатели приобретают большее количество данного блага. Снижение цены такого блага повышает реальный доход потребителя, и эффект дохода проявляется в увеличении объёма спроса. Это усиливает эффект замещения, который побуждает потребителя покупать большее количество подешевевшего блага.

Всё вышесказанное относится к большинству благ, за исключением неполноценных товаров, для которых эффект дохода отрицателен.

См. эффект цены

ТОВАР ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (staple product) — какое-либо благо, потребление которого существенно не изменяется при изменениях дохода. К таким благам прежде всего относятся основные продукты питания, например картофель и хлеб. Товары первой необходимости характеризуются эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы. Это означает, что с ростом дохода его доля, расходуемая на приобретение этих продуктов, уменьшается. Ср. предметы роскоши

 

См. также закон Энгеля, нормальный товар, неполноценный товар, товар Гиффена

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru