Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ТЕЗАВРАЦИЯ (hoarding) — непроизводительное хранение денег или продуктов. Определённая сумма денег всегда содержится в виде наличности для финансирования повседневных сделок фирмы. Тезаврация заключается в сознательном отказе от текущих расходов и вложений и может происходить по причине увеличения предпочтения ликвидности. Тезаврация часто имеет место в менее развитых странах, где население не знает, что сбережения можно хранить в банке, или опасается это делать.

 

ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ (liquidity preference) — предпочтение хранения денег их инвестированию. Кейнс выделял три мотива, побуждающих хранить деньги:

(а) трансакционный спрос на деньги — употребление денег для ежедневного финансирования текущих расходов;

(б) спрос на деньги из предосторожности — сбережение денег на случай будущих непредвиденных расходов;

(в) спекулятивный спрос на деньги — сохранение денег в ожидании падения цен активов. Количество денег, сберегаемых для этих целей, зависит от двух основных факторов: процентной ставки и уровня национального дохода.

 

См. график спроса на деньги

Кейнсианство

 

ГРАФИК СПРОСА НА ДЕНЬГИ (money-demand schedule) — график, отображающий взаимосвязь между объёмом спроса на деньги, Qd (предпочтение ликвидности), и процентной ставкой (i) при данном уровне национального дохода (Y):

 

                                       Qd = f(i,Y).

 

Спрос на деньги состоит из трех компонентов:

(а) трансакционного спроса на деньги (т. е. деньги, которые хранятся для ежедневного финансирования текущих расходов на товары и услуги);

(б) спроса на деньги из предосторожности (т. е. деньги, которые хранятся для покрытия непредвиденных расходов);

(в) спекулятивного спроса на деньги (т. е. деньги, которые хранятся для покупки облигаций в ожидании падения их цены).

Падение ставки процента увеличивает спекулятивный спрос на деньги. Ставка процента находится в обратной зависимости от цены облигации. Например, если номинальный доход от облигации составляет 10 пенсов в год, и цена облигации равна 1 ф. ст., то эффективная процентная ставка равна 10% годовых; если цена облигации падает до 50 пенсов, эффективная ставка процента повышается до 20% годовых. Соответственно, чем ниже процентная ставка, тем выше цена облигации. Чем выше становятся цены облигаций, тем меньше вероятность дальнейшего роста их выпуска и больше шансов, что эти цены будут падать. Таким образом, как показано на рис. 24а, чем ниже ставка процента, тем сильнее побуждение сберегать наличность для спекулятивных целей.

 

Увеличение национального дохода повышает трансакционный спрос и может повысить спрос на деньги из предосторожности, сдвигая кривую графика спроса на деньги вправо, от mds1 к mds2 на рис. 24б.

 

График спроса на деньги вместе с графиком предложения денег определяет процентную ставку.

 

 

 

 

ЛОВУШКА ЛИКВИДНОСТИ (liquidity trap) — ситуация, при которой процентная ставка столь низка, что люди предпочитают хранить деньги (предпочтение ликвидности), а не инвестировать их. При низких процентных ставках график спроса на деньги становится бесконечно эластичным. В этих условиях любая попытка денежных властей снизить процентные ставки для стимулирования инвестиций (см. связь предложения денег и расходов) будет тщетной и приведёт лишь к увеличению объёма сбережений.

 

Кейнс отмечал, что в экономике, находящейся в состоянии депрессии и испытывающей ловушку ликвидности, единственным способом стимулирования инвестиций является увеличение государственных расходов или сокращение налогов, чтобы повысить совокупный спрос и укрепить уверенность бизнесменов в будущем процветании, побуждая их к инвестированию.

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы: 




 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru