Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИ НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖКАХ (least-cost supply) — предпосылка теории предложения, согласно которой фирмы, максимизирующие прибыль (см. максимизация прибыли), всегда выбирают такую комбинацию факторов производства, которая минимизирует общие затраты производства данного объёма продукции.

 

См. функция затрат, изокванта.

Уильям Баумоль. Фирма и ее цели

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (supply) — объём блага, предлагаемого фирмами на продажу. В экономическом анализе общее предложение блага отражает кривая предложения. Ср. спрос.

 

 

ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (theory of supply) — часть экономической теории, посвященная исследованию факторов, определяющих рыночное предложение товаров и услуг, и влиянию рыночного предложения (вместе с рыночным спросом) на цены и количества продаваемых и покупаемых на рынке отдельных товаров и услуг.

 

См. функция предложения, кривая предложения, сдвиг кривой предложения, предельный физический продукт, функция затрат, предельная выручка, убывающая отдача, экономия от масштаба, эластичность предложения, равновесная рыночная цена, общие затраты, предельные затраты, максимизация прибыли, теория фирмы, теория рынков, ценовая система

 

ТАБЛИЦА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply schedule) — таблица, в которой перечислены определённые значения объёмов предложения данного продукта при различных ценах на него. Информация, полученная из таблицы предложения, может использоваться для построения кривой предложения, которая отражает связь цены и объёма предложения в графической форме.

 

 

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function) — форма представления связи между зависимой переменной — объёмом предложения (Qs) — и различными независимыми переменными, определяющими этот объём. В число этих независимых переменных входят цена продукта (Р), цены факторов производства (Р1 и Р2), состояние технологии (T), цели предприятия (G). Уравнение предложения выглядит следующим образом:

 

                                              Qs = f (P, P1, P2, T, G).

 

В соответствии с данным уравнением изменения любой из независимых переменных влияют на объём предложения, и, если мы намерены установить частное влияние какой-либо одной из этих переменных на объём предложения, мы должны предположить, что воздействие остальных переменных постоянно (принцип CETERIS PARIBUS).

 

См. кривая предложения, сдвиг кривой предложения, кривая спроса, сдвиг кривой спроса,

См. также Уильям Баумоль, гл.8. Кривые спроса, кривые смещающегося спроса, функция спроса, кривая продаж, 

кривая спроса и наблюдаемая динамика продаж (лекция 5.2, ЭШ)

 

 

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — линия, отображающая связь между ценой блага или фактора производства и объёмом предложения за данный период времени. «Предложение» означает общее количество блага или фактора, которое фирмы или владельцы факторов готовы продать по данной цене.

 

 

 

Типичная рыночная кривая предложения продукта имеет положительный наклон. Это означает, что с ростом цены объём предложения увеличивается (т. е. происходит движение вдоль существующей кривой предложения). Таким образом, если цена повысится с ОР1 до ОР2 (на рис. 53), то объём предложения возрастёт с OQ1 до OQ2.

 

На рис. 53 изображена кривая предложения для рынка в целом. Эта кривая получена путём суммирования по горизонтали индивидуальных кривых предложения всех производителей блага. Кривые, в свою очередь, выведены из кривых затрат данных производителей.

 

Большинство кривых предложения имеет положительный наклон, так как по мере роста цены продукта производители находят более выгодным увеличить объём производства за счёт использования существующих производительных мощностей, а также потому, что любое возрастание предельных затрат в коротком периоде, связанное с увеличением выпуска, будет покрываться более высокой ценой.

 

Угол наклона кривой предложения отражает чувствительность объёма предложения к изменениям цены продукта. Например, если значительный рост цены вызывает лишь небольшое увеличение объёма предложения (кривая предложения имеет крутой наклон), то говорят, что предложение неэластично по цене (см. эластичность предложения по цене).

 

Кривая предложения взаимодействует с кривого спроса в определении равновесной рыночной цены.

 

См. сдвиг кривой предложения, функция предложения.

 

 

СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve (shift in)) — движение кривой предложения из определённого положения влево или вправо в результате изменения любого фактора, определяющего предложение блага, кроме цены этого блага.

 

Кривая предложения всегда строится с допущением ceteris paribus. Это означает, что, за исключением цены, все остальные факторы, влияющие на предложение (в частности затраты), остаются постоянными. Если какой-либо из этих факторов изменяется, то происходит сдвиг кривой предложения. Например, если производственные затраты снижаются, то кривая предложения сдвигается вправо (см. рис. 109) так, что теперь при каждом данном значении цены предлагается больший объём продукта.

 

 

См. также функция предложения.

 

 

CETERIS PARIBUS — лат. «при прочих равных (условиях)» обозначает широко используемый в экономическом анализе принцип описания явлений. Данный принцип позволяет изолировать взаимосвязь между двумя переменными. Например, анализ кривой спроса показывает влияние изменения цены продукта на величину спроса на этот продукт при допущении, что все «прочие условия» (доходы, вкусы и т. д.), влияющие на спрос, остаются неизменными.

 

ОБЪЁМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (quantity supplied) — количество продукта (или фактора производства), которое поставщики предлагают к продаже в заданный промежуток времени. Объём предложения продукта зависит от цены этого продукта, цены факторов производства, состояния технологии и т. д.

См. ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы 



 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru