Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

 

 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике

 




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (wage differential) — установление различных ставок заработной платы разным группам рабочих. Дифференциация заработной платы возникает благодаря трем основным факторам:

(а) различиям в профессиональной квалификации, образовании и ответственности (хирурги оплачиваются более высоко, чем медсестры, управляющие — более высоко, чем рабочие);

(б) различиям темпов роста и уровней производительности разных отраслей (в быстрорастущих, высокопроизводительных отраслях рабочие получают большие заработки, чем в убыточных, низкопроизводительных отраслях);

(с) различиям между регионами в доходе на душу населения и местных уровнях занятости (в процветающих регионах платят, как правило, больше, чем в регионах, переживающих кризис).

 

Дифференциация заработной платы играет важную роль в более эффективном использовании трудовых ресурсов, поскольку она стимулирует большую профессиональную и отраслевую мобильность труда и способствует повышению производительности. С другой стороны, некоторые типы дифференциации заработной платы усиливают экономическую неэффективность и социальную несправедливость, например те, которые являются следствием расовой или половой дискриминации, а также эксплуатации рабочих власть имущими работодателями («потогонный» труд). Кроме того, неоправданная дифференциация заработной платы может возникнуть из-за злоупотребления монопольной властью со стороны профсоюзов, что также препятствует эффективному использованию трудовых ресурсов.

См. рынок труда, В.М.Гальперин о дифференциации доходов

 

 

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (relativities) — результат сравнения между уровнями заработной платы или жалованья рабочих в одной фирме, в одной отрасли или между отраслями. Различия в доходах отражают разницу необходимого уровня обучения, уровня квалификации и ответственности.

 

См. также дифференциация заработной платы

 

 

КВАЛИФИКАЦИЯ (skill) — любой набор знаний, которым владеет человек, хотя в контексте найма на работу под этим термином часто понимается совокупность знаний и профессиональных навыков среди работников физического труда, работа или рабочие задания часто подразделяются на квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные в соответствии с уровнем квалификации, требуемым для их выполнения.

 

Ключевым фактором в повышении квалификации являются инвестиции в профессиональную подготовку. Под последним термином понимается как предоставление общеобразовательных навыков и знаний государственными службами, так и, в более узком смысле, обучение «без отрыва от производства» либо осуществление профессиональной переподготовки государственными или частными структурами.

 

Общий уровень квалификации рабочей силы фирмы является важным фактором роста производительности. С более общей точки зрения квалификация рабочей силы, как составная часть человеческого капитала, способствует достижению более высоких темпов экономического роста.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (training) — процесс расширения и повышения квалификации людей, имеющий целью повышение эффективности рабочей силы и тем самым — повышение производительности. Можно провести широкое разграничение между «обучением по специальности», которое связано с приобретением квалификации по отдельной профессии, и «общим образованием», которое развивает общие умения (например, писать, считать), являющиеся основой для развития более узких профессиональных навыков.

Профессиональное обучение осуществляется фирмами в формах ученичества, кратких курсов обучения в пределах компании, программ совершенствования управления и т. д. Кроме этого, правительство оказывает поддержку и финансирует инициативы, связанные с профессиональным обучением, а также берёт на себя ответственность по обеспечению общего образования. В Агентстве по обучению Великобритании действует ряд программ, включающих «Обучение занятости», «План обучения молодежи» — обеспечение обучения шестнадцати-семнадцати-летних не учащихся и не работающих подростков, которое предусматривает приобретение опыта работы, обучение на рабочем месте и аудиторные занятия.

 

 

ТРУД (labour) — вклад рабочей силы в производственную деятельность как в физическом (например, сборка автомобилей), так и в умственном (например, разработка системы управления) плане. Труд — один из трёх основных факторов производства наряду с природными ресурсами и капиталом.

 

См. также экономический рост, человеческий капитал, Теория человеческого капитала (Р.И. Капелюшников. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию)

Рынок труда , Экономическая рента economic rent 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (manpower planning) — непрерывный управленческий процесс, связанный с определением требуемого количества трудовых ресурсов и разработкой стратегии их оптимального использования и развития в соответствии с основными целями деятельности фирмы. Планирование рабочей силы и человеческих ресурсов имеет своей целью определение будущих потребностей в рабочей силе и, кроме того, включает в себя другие виды управления персоналом, такие как приём на работу, обучение, продвижение по службе и т. д.

 

 

МОБИЛЬНОСТЬ (mobility) — мера способности фактора производства к перемещению между различными сферами использования.

См. П.И.Гребенников. Капитал совершенно мобилен Приложение 2 к главе 12 учебника макроэкономики.

Роберт Манделл.Международная торговля и мобильность факторов(Вехи экономической мысли)

Industrial Organization Лекция 2. Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка   

 

Из трёх факторов производства (природные ресурсы (земля), труд и капитал) земля географически лишена мобильности, но может использоваться различными способами, например в сельском хозяйстве и промышленности. Труд мобилен как в географическом, так и в профессиональном отношении, но не всегда готов переместиться в другое место или обучаться другой специальности. Капитал (в форме зданий и оборудования) зачастую сравнительно не мобилен, так как трудно найти новые способы использования специализированного производства и трудно изменить местонахождение в связи с размером и характером деятельности данного завода (например, электрогенераторное оборудование).

 См. размещение ресурсов, экономика предложения

 

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРУДА (redeployment of labour) — передвижение труда из одной фирмы в другую или из одной отрасли в другую, вызываемое техническими изменениями (например, введением трудосберегающего оборудования) или структурными сдвигами (например, упадком отдельной отрасли). Перемещение труда обычно требует высокой степени подвижности труда и в географическом, и в профессиональном отношении.

Cм. также размещение ресурсов

 

 

ДЕЙСТВЕННОСТЬ РЫНКА (market perfomance) — эффективность рынка в использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения спроса потребителей на товары и услуги, иными словами — степень, с которой рынок способствует оптимизации экономического благосостояния. Ключевыми элементами действенности рынка являются:

 

(а) производственная эффективность и

(б) эффективность распределения, т. е. способность рынка производить и распределять продукты с наименьшими возможными издержками;

 

(в) аллокативная эффективность, степень, с которой рыночные цены, выплачиваемые покупателями, соответствуют издержкам производства, включающим, в частности, нормальную прибыль производителей;

 

(г) технологическая прогрессивность, способность производителей внедрять новые, более дешевые технологии производства и распределения и более совершенные продукты;

 

(д)    характеристика продукции, количество и ассортимент продуктов, предлагаемых производителями.

 

Согласно теории рынков, действенность рынка определяется взаимодействием структуры рынка и рыночного поведения. В свою очередь действенность рынка оказывает влияние на структуру рынка и рыночное поведение.

 

См. оптимальность по Парето, размещение ресурсов, парадигма «структура рынка—поведение —результативность», совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru