Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике (Журнал Экономическая школа) Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике_Экономическая школа Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A Марк Блауг 100 великих экономистов до Кейнса, Марк Блауг 100 великих экономистов после Кейнса Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics Авторы публикаций Экономической школы
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 



 

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ (research and development (R&D)) — финансируемые фирмой научные исследования (и фундаментальные, и прикладные), а также усовершенствование и модификация исследовательских идей, нацеленные на разработку в конечном счёте коммерчески жизнеспособных технологий и продуктов. К исследованиям и разработкам относятся как изобретение (открытие новых методов и способов обработки и создание новых продуктов), так и инновации (доведение этих изобретений до коммерческой реализации).

 

Изобретение является действием «по вдохновению» и, таким образом, может осуществляться с ограниченным количеством ресурсов, инновации являются очень ресурсоёмкими. К существенным вложениям капитала, требующимся для проведения разработки и связанным зачастую с риском не получить в итоге товар, который пользовался бы спросом, более расположены большие фирмы, которые способны финансировать эти программы из текущей прибыли, а также уменьшать риск, осуществляя сразу ряд исследовательских проектов. Таким образом, можно утверждать, что рыночные структуры с монополией или олигополией больше способствуют осуществлению исследований и разработок, так как для них характерно образование сверхприбыли. Тем не менее, хотя отдельный монополист обладает ресурсами для обеспечения исследований и разработок, у него могут отсутствовать стимулы для действительного их осуществления, так как его текущее положение на рынке устойчиво. В противоположность этому олигополисты обладают и ресурсами, и стимулами для осуществления исследований и разработок, так как разработки новых технологий, понижающих стоимость производства, и внедрение в производство новых продуктов являются зачастую решающим фактором в достижении конкурентных преимуществ перед производителями аналогичной продукции.

 

Исследования и разработки могут быть также важным фактором в обеспечении более высоких темпов экономического роста. Поэтому с целью создания благоприятных условий для технологической прогрессивности многие страны предоставляют временные патенты в качестве награды изобретателям.

 

См. характеристики продукции, жизненный цикл продукта, теория жизненного цикла продукта (product life-cycle theory), Бизнес на инновациях: роль государства, частных предпринимателей и венчурного финансирования

 

 

НОВЫЙ ПРОДУКТ (new product) — товар или услуга, отличающиеся от уже существующих настолько, что воспринимаются потребителями как новые. Степень «новизны» блага может колебаться от сравнительно незначительных усовершенствований уже существующей продукции до принципиально новых продуктов, таких, например, как микроволновые печи. Новый продукт может дать производителю существенные преимущества в дифференциации продукта перед конкурентами. Таким образом, разработка нового продукта — важная часть неценовой конкуренции при олигополии.

 

 

РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА (product development) — процесс развития новых продуктов, которые фирма может продавать на существующих и будущих рынках. Динамические характеристики рынков, проявляющих тенденцию к росту или снижению во времени (см. жизненный цикл продукта), должны учитываться фирмой, чтобы создавать свои новые торговые марки для замещения тех, которые становятся менее популярными. Более того, способность фирмы внедрять новые продукты, обладающие лучшими характеристиками, чем уже существующие изделия, может улучшить положение фирмы относительно конкурентов на олигопольных рынках (см. олигополия), на которых производители конкурируют в основном с помощью дифференциации продуктов.

 

См. номенклатура продукции, исследования и разработки.

 

 

ТОРГОВЫЙ ЗНАК (trade mark) — символ (слово или изображение), который используется предприятием для отличия своего товара или услуги от подобных товаров или услуг, предлагаемых другими предприятиями (см. торговая марка)

 

В Великобритании, согласно Закону о торговых марках 1938 г. и Закону о торговых марках 1984 г. (поправки), торговые марки могут быть зарегистрированы патентным управлением для получения исключительных прав на использование этой марки.

 

Торговые марки защищают зарегистрированного собственника от нечестной конкуренции (пиратства) и являются важным средством создания конкурентных преимуществ, связанных с дифференциацией продукта. Кроме того, они предоставляют потребителям возможность однозначно идентифицировать выбираемый ими продукт.

 

См. право интеллектуальной собственности

 

 

 

ИННОВАЦИИ (innovation) — практическое усовершенствование и разработка изобретений в области технологий (инновация производственных процессов) или в области изделий (инновация изделий). Инновации имеют важное значение для фирмы, поскольку укрепляют её конкурентные позиции по сравнению с другими производителями на данном рынке, повышая возможности дифференциации продукта. Кроме того, инновации имеют значение для увеличения действенности рынка, так как они снижают производственные затраты и повышают качество изделий. Определённые структуры рынка могут в большей степени способствовать появлению инноваций, поскольку они предоставляют лучшие стимулы и ресурсы для осуществления исследований и разработок (подробнее см. монополия). Инновация может быть длительным и дорогостоящим процессом. Например, процесс ксерокопирования был изобретён в 1948 г., последующие 10 лет были посвящены техническим разработкам, и лишь после этого на рынке появилось его первое коммерческое воплощение.

 

В более общем плане инновации способствуют ускорению экономического роста.

 

См. технологическая прогрессивность, жизненный цикл продукта, патент, финансовая инновация.

 

 

 

ПАТЕНТ (patent) — официальное предоставление правительством временных прав контроля и монополии на новые продукты, производственные процессы и технику их изобретателям. Патентная защита рассматривается как важное средство поощрения технологической прогрессивности посредством предоставления изобретателям и рационализаторам возможности компенсировать расходы на разработку и получать вознаграждение за риск. Чтобы минимизировать опасность монопольной эксплуатации, патенты выдаются только на ограниченный период времени. В Великобритании, согласно акту 1988 г. об авторских правах, правах на изобретение и патентах, патентное управление может выдать патент максимум на 20 лет.

 

См. право интеллектуальной собственности, исследования и разработки, рационализация

 

 

 

ПАТЕНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (Patent office) — государственный департамент в Великобритании, занимающийся вопросами, связанными с патентами, торговыми марками и другими правами интеллектуальной собственности. Патентное управление является единственным органом, предоставляющим патентные права на изобретения новых продуктов и производственных процессов, а также регистрирующим промышленные образцы и торговые марки.

 

 

 

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (intelectual property right) — законное право физического или юридического лица на владение авторскими правами, патентами, торговыми знаками, связанными с определённым изделием или производственным процессом, которое защищает собственника от несанкционированной подделки или копирования его продукции. Такие права собственности являются важным элементом дифференциации продукта и дают временные монопольные преимущества (см. монополия) производителям (поставщикам).

Ричард Познер 3.3. Интеллектуальная собственность  (Экономический анализ права)

 

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (rationalization) — реорганизация отрасли или фирмы с целью создания для неё возможности более эффективного использования своих ресурсов. Рационализация обычно предполагает закрытие заводов с высокими затратами (либо через слияние фирм, либо путём их выхода из отрасли), что затем позволяет сконцентрировать выпуск на заводах, имеющих минимально эффективный размер, и позволяет достигнуть лучшего баланса между отраслевым предложением и спросом путём устранения избыточной мощности. Внутри фирмы рационализация может предполагать упрощение её организационной структуры для сокращения накладных затрат.

 

См. также производственная эффективность.

 

 

 

ИЗОБРЕТЕНИЕ (invention) — создание новой техники производства и производственных процессов, а также новых продуктов, которые могут быть превращены посредством инновации в пригодные для практического употребления новые процессы и продукты. Изобретения являются для фирмы важным средством повышения своей конкурентоспособности по отношению к другим производителям посредством снижения цен для потребителей и производителей и обеспечения потребителей более совершенными изделиями. Эти преимущества также увеличивают общую действенность рынка. Определённые виды структур рынка могут в большей степени способствовать внедрению изобретений в жизнь, поскольку они имеют лучшие стимулы и ресурсы для проведения исследований и разработок (для дальнейшего обсуждения см. монополия).

 

Следует также отметить, что изобретение может внести вклад в рост национального дохода и объёма выпуска (см. экономический рост) посредством качественного улучшения запаса капитала — инвестиции в новые технологии повышают производительность.

 

См. технологическая прогрессивность, патент

 

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО (copyright) — собственность на право издания книг, справочников, газет и т. д., дающая юридические полномочия и возможности компенсации за плагиат и неразрешенные публикации или копирование.

 См. право интеллектуальной собственности

 

 

 

АКТ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ, ДИЗАЙНЕ И ПАТЕНТАХ, 1988 г. (Copyright, designs and patents act, 1988) — закон Великобритании, предусматривающий установление и защиту прав собственности частных и юридических лиц в отношении различного рода интеллектуальной собственности, в особенности авторского права, дизайнерских прав и патентов.

Выполнение закона контролирует патентное управление; случаи неразрешенного снятия копий, нарушений патентов и т. д. рассматриваются судами.

 

 

 

ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРАВА (design rights) — собственность частных или юридических лиц на оригинальный дизайн формы или конфигурацию промышленных продуктов. В Великобритании акт 1988 г. об авторском праве, дизайне и патентах защищает авторов промышленного дизайна от неразрешенного копирования в течение десяти лет с момента появления продукта на рынке.

 

РОЯЛТИ (royalty) — 1. Обусловленная договором плата владельцу права интеллектуальной собственности, например патента или авторского права, за исключительную или неисключительную лицензию или франшизу на производство, продажу и получение прибыли от объекта, охраняемого этим правом.

2. Налог, уплачиваемый государству за право пользования природными ресурсами.

 

 

ЛИЦЕНЗИРОВАННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ (licensed deposit taker) — коммерческий банк, сберегательный банк или финансовая палата, которые допущены Банком Англии к деятельности в сфере банковских услуг и, таким образом, подлежат кредитному контролю.

 

 

ЛИЦЕНЗИЯ (license) —

1. Предоставление одной фирмой другой фирме (исключительная лицензия) или ряду фирм (неисключительная лицензия) права (прав) на производство её продукта или на использование её технологии или сбытовых возможностей. Предоставление государством какому-либо государственному предприятию (например, газовой компании) или частной фирме прав на производство определённого товара или услуги также носит название лицензии. Предоставление лицензии в этом случае оформляется в виде контракта, действующего в течение определённого срока, причём получатель лицензии, как правило, платит лицензионный платёж или комиссионные за использование указанных прав.

 

2.      Документ, который служит юридическим доказательством права собственности (или права на совершение каких-либо действий) в соответствии с установленными законом или частными требованиями и выдаётся за отдельную плату, например лицензия на телевещание, выданная государством, или частная лицензия на рыболовный промысел. Подобные лицензии выдаются, прежде всего, с целью получения дохода.

 

3.      Документ, удостоверяющий, что данные учреждения или лица пригодны к тому виду деятельности, которой они занимаются, например владельцы лицензии казино, лицензированный дилер на рынке ценных бумаг. 

 

 

НОУ-ХАУ (know-how) — опыт и торговые связи, накопленные фирмой за время её деятельности, которые усиливают её конкурентоспособность.

Сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности

 

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:




 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru