Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА (industrial location) — географическое расположение, выбираемое фирмой для выполнения своих экономических функций. Выбор подходящего размещения зависит от многих факторов, из которых можно выделить два наиболее важных:

(а) природные условия и характеристики производственной деятельности фирмы (добыча полезных ископаемых или выращивание сельскохозяйственных культур, производство промежуточных или конечных продуктов, предоставление услуг);

(б) относительные затраты на производство на различных территориях, сбалансированные относительно сбытовых затрат, а также важность минимального расстояния до потребителей как основа создания относительных преимуществ перед остальными конкурентами.

 

Некоторые виды производства в территориальном аспекте весьма специфичны. Например, добыча железной руды может производиться только там, где существуют залежи этого полезного ископаемого. Точно так же предприятия, оказывающие те или иные услуги, например розничная торговля, должны располагаться в непосредственной близости от мест сосредоточения потребителей. В то же время для некоторых поставщиков комплектующих изделий может быть выгодно сосредоточить свою деятельность рядом с их основными клиентами для того, чтобы облегчить синхронизацию поставок с потребностью.

В этом смысле производство конечного продукта является более «свободным». Определённые территории могут быть предпочтительны из-за их производственных преимуществ, или из-за низкой стоимости труда, или из-за возможностей получения субсидий для осуществления инвестиций (см. региональная политика), или же из-за наличия квалифицированных рабочих и доступа к необходимым факторам производства и т. д. С другой стороны, высокие затраты на сбыт, особенно при реализации крупногабаритных изделий с низкой добавленной стоимостью или реализации в международном масштабе при обложении налогами и импортными квотами, приводят к предпочтению рыночно ориентированного размещения.

 

См. новообразующие инвестиции, промышленная зона, транснациональная компания, размещение промышленности,

Анна Василевская. Эволюция агломераций США. Автомобильная промышленность.

 

 

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ (firm location) — район, избираемый фирмой для размещения своего предприятия. Фирма, максимизирующая прибыль, стремится расположиться там, где её производственные и сбытовые затраты минимизируются при данном доходе. Зачастую фирмы становятся перед дилеммой: располагаться ли близко к рынку сбыта (чтобы сократить затраты на реализацию продукции) или близко к источникам сырья (чтобы сократить расходы на транспортировку материалов). Эти затраты должны быть уравновешены. У некоторых фирм в этом отношении выбор невелик. Так, компании сферы услуг вынуждены располагаться вблизи потребителей, а добывающие предприятия — рядом с месторождениями. Многие фирмы относительно независимы и могут размещаться где угодно, ориентируясь на общую «привлекательность» того или иного района: качество местной транспортной, информационной и образовательной инфраструктуры, а также уровень квалификации и репутации рабочей силы данного района и т. д.

 

См. региональная политика.

 

 

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (location of industry) — географическое распределение экономической активности. На принятие решения о том или ином размещении фирмы или отрасли влияет множество факторов, например близость к запасам сырья, доступность трудовых ресурсов, наличие качественных систем связи и транспорта, близость к рынкам. Как только промышленность начинает функционировать в некотором районе, этот район становится опорным пунктом её дальнейшей экспансии, непосредственно притягивая предпринимателей сопряжённых с деятельностью этой промышленности сфер (поставка компонентов, различные вспомогательные услуги и т. д.), и косвенно — другие фирмы и отрасли через эффекты внешней экономии от масштаба и регионального мультипликатора. Региональная политика также оказывает значительное влияние на размещение производства.

 

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА (industrial estate) — официально определённая территория, предназначенная для коммерческого и промышленного использования, отделённая от районов проживания. Промышленные зоны первоначально предполагали низкую плату за размещение мелких и средних проектно-технологических фирм и оптовых торговых точек. Такие зоны могут финансироваться государством или частными компаниями. В Великобритании осуществляются попытки расположить компактно фирмы с высокоразвитыми технологиями, в непосредственной близости от научных центров, расположенных также компактно, и часто эти территории называются научными парками.

 

 

ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ (by-product) — продукт, получаемый в ходе производственного процесса попутно с основным продуктом. Так, например, при очистке сырой нефти в производстве бензина получается целый ряд побочных продуктов: битум, нафталин, креазот.

 

 

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ, или МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (multinational company (MNC) or multinational enterprise (MNE)) — фирма, владеющая производственными, торговыми и другими приносящими доход активами в нескольких странах. Прямое зарубежное инвестирование транснациональной компанией в создание или приобретение иностранных сырьевых ресурсов и компонент, производственных мощностей, торговых филиалов обусловлено большей эффективностью затрат и прибыльностью получения сырьевых ресурсов и обслуживания рынков при непосредственном присутствии фирмы в ряде регионов по сравнению с ориентацией исключительно на отечественную базу и на импорт и экспорт как основу международных операций фирмы.

 

Фирма может добиваться различных конкурентных преимуществ над конкурентами-производителями (специфические преимущества фирмы), обладая запатентованным технологическим процессом или уникальной торговой маркой, которые она может лучше использовать и защищать путём приобретения собственных рынков сбыта за рубежом. Прямое инвестирование позволяет фирме сократить издержки обращения и лучше учитывать местные рыночные условия — изменения вкусов потребителей, действия конкурентов и т. д. Кроме того, прямое инвестирование позволяет фирме избежать государственных ограничений доступа на рынок, например импортных пошлин и квот, а также получать другие специфические для данной страны преимущества, а именно: возможность получения государственных денежных дотаций и субсидий на внутренние инвестирования. В отношении исходных сырьевых ресурсов прямое инвестирование позволяет транснациональной компании использовать преимущество низких издержек на оплату труда в некоторых странах, а также обеспечивает доступ к передовым технологиям.

 

См. иностранные инвестиции, интернализация, трансфертная цена, валютные риски.

 

 

ЗАГРАНИЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (foreign investment) — инвестиции, осуществляемые резидентами данной страны (частными лицами, компаниями, финансовыми институтами и государством) для покупки иностранных ценных бумаг или физических активов. Инвестиции в заграничные финансовые активы (в частности, институциональных инвесторов) предпринимаются прежде всего с целью диверсификации риска и получения большего дохода, чем тот, который возможен по сравнимым внутренним инвестициям. Прямые заграничные инвестиции в строительство новых заводов, в создание отделений по сбыту или в приобретение уже существующих предприятий обеспечивают большую гибкость транснациональной компании в обслуживании зарубежных рынков.

 

Проценты, прибыль и дивиденды, полученные от этих зарубежных инвестиций, учитываются в платёжном балансе как «невидимые поступления», хотя часть этих доходов может быть реинвестирована за границей, а не возвращена на родину.

 

См. движение капитала



 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru