Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


 

Второй выпуск серии "Вехи экономической мысли" посвящен едва ли не центральному разделу микроэкономической теории - теории фирмы. Он включает переводы 18 статей, объединенные в три блока: "Фирма и ее поведение", "Затраты и выпуск", "Рынки и цены".

Первый раздел открывается статьей Р. Коуза "Природа фирмы". Хотя она уже знакома русскоязычному читателю,1 мы не могли не включить в выпуск, посвященный теории фирмы, статью, обогатившую экономическую науку концепцией трансакционных затрат. Именно возможность снижения трансакционных затрат интернализации трансакций и делает эффективной, как показал Коуз, замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.

Отсюда то значение, которое придавал Коуз институционным агентам рыночной экономики. В лекции при вручении ему Нобелевской премии Коуз, в частности, заметил: "Значимость институционных факторов в экономической теории стала ясной в современных событиях в странах Восточной Европы. Бывшие коммунистические страны хотят продвигаться по пути к рыночной экономике, их лидеры желают этого, но без соответствующих институтов никакая рыночная экономика не возможна. Если бы мы знали больше о нашей собственной экономике, мы могли бы отказать им большую помощь" В то же время Коуз признал, что взаимодействие факторов, влияющих на смешанный характер современной рыночной экономики (иерархия и рынок), все еще недостаточно исследованы.

В следующей за статьей Р. Коуза статье О. Уильямсона концепция трансакционных затрат используется для выяснения природы вертикальной интеграции. "Неудачи рынка", как называет Уильямсон возможность снижения трансакционных затрат при замене рынка внутренней организацией, рассматривается им как важнейший фактор вертикальной интеграции производства.

Второй раздел открывается знаменитой статьей Дж. Вайнера, в которой впервые были представлены и исследованы кривые затрат, без которых не обходится теперь ни один учебник экономики, и сформулированы основные соотношения между ними. Статья знаменита и ошибкой, допущенной Вайнером при построении кривой средних затрат длительного периода. Готовя спустя 20 лет статью для переиздания, Вайнер ни на йоту не изменил первоначального текста. В дополнении, написанном в 1950 г., он подчеркнул: "Даже ошибка на рис. 4 оставлена без исправления, чтобы будущие преподаватели и студенты могли разделить удовольствие, испытанное их предшественниками, и снова указать на то.".4

А. Алчиан в статье "Затраты и выпуски" предложил альтернативную концепцию затрат, суть которой сводится к следующему. Прежде всего, затраты определяются в мере запаса, а не потока. Далее, в качестве характеристик производства используются помимо уровня выпуска (rate of output), как это принято неоклассической теорией, и полный предполагаемый объем выпуска (total contemplated volume of output), и календарный план выпуска (the programmed time shedule of output).

Три статьи (Дж. Стиглера, Дж. Хикса и П. Самуэльсона), открывающие третий раздел, дают представление об эволюции теорий совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции и их месте в современной экономической теории.

Две статьи Дж. Стиглера посвящены теории олигополии. В первой из них исследуется проблема "верности" фирм тайному сговору (facit collusion), при этом Стиглер использует подход, развитый им в ставшей знаменитой работе "Экономическая теория информации".

В статье К. Эрроу "К теории ценового приспособления" конкуренция рассматривается скорее как процесс (что характерно для экономистов австрийской школы), чем как ситуация (равновесная), к которой этот процесс сходится (что характерно для неоклассической теории).

Эрроу показывает, что в экономике, находящейся в состоянии неравновесия, все фирмы обнаруживают признаки монополистического или монопсонистического поведения, и они тем явственнее, чем выше степень неравновесия

В статье У. Баумоля и Р. Квандта исследуются эмпирически методы получения несовершенно оптимальных решений. Статья X. Лейбенстайна содержит первоначальную концепцию неаллокативной или "Х-эффективности".

Экономическая теория, прежде всего микроэкономика, концентрирует внимание на аллокативной эффективности, т. е. на оптимальном распределении ресурсов, не учитывая того, что ее достижение требует со стороны фирмы дополнительных усилий по выявлению самой производственной функции, без представления которой аллокативная эффективность оказывается недостижимой.

Информационный аспект рыночной экономики послужил темой последней статьи сборника - статьи Дж. Стиглера "Экономическая теория информации", ставшей впоследствии основе особой, интенсивно развивающейся области экономической теории.

В.М.Гальперин

 


         Том второй

reddot.gif Предисловие

reddot.gif Р.Г.Коуз.Природа фирмы

reddot.gif Оливер И.Уильямсон.Вертикальная интеграция

производства:соображения по поводу неудач рынка

reddot.gif Герберт А.Саймон.Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении

reddot.gif Фриц Махлуп.Теории фирмы: маржиналистские,бихевиористические и управленческие

reddot.gif Джекоб Вайнер. Кривые затрат и кривые предложения

reddot.gif Армен Алчиан. Затраты и выпуск

reddot.gif А.А.Уолтерс. Производственные функции и функции затрат: эконометрический обзор

reddot.gif Роберт Дорфман. Математическое, или "линейное",программирование: нематематическое представление

reddot.gif Эдвард Х.Чемберлин. Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба

reddot.gif Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба:

обсуждение (А.Н.Мак-Леод,Ф.Х.Хан, Эдвард Х. Чемберлин)

reddot.gif Джордж Дж.Стиглер. Совершенная конкуренция:исторический ракурс

reddot.gif Дж.Р.Хикс.Годовой обзор экономической теории:теория монополии

reddot.gif Пол Э. Сэмуэльсон. Монополистическая конкуренция - революция в теории

reddot.gif Джордж Дж.Стиглер. Теория олигополии 

reddot.gif Джордж Дж.Стиглер. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены 

reddot.gif Кеннет Дж.Эрроу. К теории ценового приспособления

reddot.gif Уильям Дж.Баумоль, Ричард Э.Квандт. Эмпирические методы и оптимально несовершенные решения

reddot.gif Харви Лейбенстайн. Аллокативная эффективность в сравнении с "Х-эффективностью"

reddot.gif Джордж Дж.Стиглер. Экономическая теория информации

reddot.gif Биографические справки

reddot.gif Титулы и выходные данные

 





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru