Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


 

Пятый выпуск серии "Вехи экономической мысли" представляет собой сборник из 20 статей, в которых представлена "теории отраслевых рынков"- Industrial Organization (США), Industrial Economics или Economics of Industry (Великобритания)

 

Выпуск посвящен памяти В.М.Гальперина.

 

Сборник, прежде всего, ориентирован на преподавателей теории отраслевых рынков и микроэкономики. Если преподавание предполагает использование "надводной" части "айсберга" знаний, то сборник, вероятно, позволит увеличить "подводную" массу, тем самым, повышая запас "устойчивости" и психологического комфорта преподавателя.

В то же время любая из статей может служить отправной точкой для исследования как в рамках бакалавриата и магистратуры, так и постмагистерского образования.

Статья Эдварда Мейсона "Ценовая и производственная политика крупного предприятия", опубликованная в 1939 г., по существу является программой будущих исследований. Здесь также, вероятно впервые, излагается концепция, получившая впоследствии название "структура, поведение, результативность".

Работы Авинаша Диксита "Роль инвестиций в предотвращении входа" и Майкла Спенса "Вход, мощность, инвестиции и олигополистическое ценообразование" посвящены рассмотрению вопроса о том, когда сделанные ранее инвестиции являются барьером на вход в отрасль. М. Спенс акцентирует внимание на необратимости инвестиционных решений. А. Диксит показывает, что роль этих решений в предотвращении входа заключается в изменении укоренившейся фирмой в свою пользу начальных условий возникающей после входа игры.

Для статей Дэвида Крепса и Роберта Уилсона "Репутация и несовершенная информация" и Пола Милгрома и Джона Робертса "Ценовые и рекламные сигналы качества продукции" характерен отказ от допущения о полноте информации. Ценой усложнения анализа удается объяснить такие рыночные феномены, как агрессивное поведение фирм на некоторых рынках и укоренившихся, и новичков, так и дорогостоящую рекламу без какой-либо информации о рекламируемом продукте.

"Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли" - это президентский доклад Уильяма Баумоля на съезде Американской экономической ассоциации (1981), в котором он изложил концепцию состязательных рынков, обобщающую понятие конкурентных рынков на любое число фирм, а также на выпуск, состоящий из набора продуктов. Существенно оригинальным явилось подчеркивание важности свободы выхода, которая является таким же основополагающим требованием состязательности, как и свобода входа. Вследствие этого теория поддерживает возражения против принятия любых мыслимых барьеров на вход, предлагаемых регулирующими органами.

Две статьи, помещенные в разных разделах, посвящены экономии от разнообразия. Ашер Волинский ("Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм") исследует, как природа конкуренции в отрасли воздействует на ассортимент продукции фирм в этой отрасли. Основной вывод состоит в том, что несовершенно конкурентное поведение обеспечивает дополнительные стимулы (по сравнению с конкуренцией ценополучателей) для образования многопродуктовых фирм. Майкл Уотерсон ("Экономия от разнообразия в рамках рынка") рассматривает условия, при которых рынок, организованный с учетом преимуществ экономии от разнообразия, лучше, чем рынок, характеризующийся меньшей монопольной властью, но игнорирующий эти преимущества.

В статье Яскольда Габжевича и Жака-Франсуа Тиссе "О природе конкуренции при дифференцированном продукте" показывается, что в зависимости от характера дифференциации товаров (вертикальной либо горизонтальной) конкуренция приводит к различным результатам с точки зрения устойчивости рыночного равновесия.

"Реклама и рыночная структура" Ричарда Шмалензи является обзором достижений и проблем в изучении связи между рекламой и структурой рынка.

В работах Лестера Телсера "Зачем производителям справедливая торговля?" и Говарда Марвела "Исключительное дилерство" рассматриваются различные формы вертикальных ограничений. Л.Телсер объясняет политику поддержания розничных цен, как с точки зрения картеля, так и с точки зрения предоставления специальных услуг. Г. Марвел отстаивает тезис, что исключительное дилерство, скорее всего, принимается не для возведения значительных входных барьеров, а с целью защиты экономического эффекта, связанного с инвестициями поставщика в неосязаемый капитал.

В работе Армена Алчяна и Гарольда Демсеца "Производство, стоимость информации и экономическая организация", одной из самых цитируемых, исследуется влияние стоимости информации об усилиях конкретного агента, необходимой для его эффективного вознаграждения, на характер организации и масштабы бизнеса. Одним из центральных понятий работы является "коллективное производство" (team production), при котором стоимость такой информации часто оказывается запретительно высокой.

Мортон Камьен и Нэнси Шварц ("Структура рынка и инновации") дают впечатляющий по охвату обзор теоретических моделей и эмпирических исследований связи между вложением ресурсов в НИОКР, техническим прогрессом и структурой рынка.

Статья Майкла Каца и Карла Шапиро "Сетевые внешние эффекты, конкуренция и совместимость" посвящена изучению рынков, для которых характерна зависимость полезности, извлекаемой каждым пользователем, от общего числа пользователей - размера сети. Структура равновесий, получаемых в рассматриваемой модели, подтверждает важность ожиданий потребителей относительно размеров сети. С другой стороны, будущий размер сети определяется решениями фирм относительно взаимной совместимости их продуктов.

Классическая работа "Понятие монополии и измерение монопольной власти" написана Аббой Лернером еще до получения им степени магистра. Хотя множество положений данной статьи стали общими местами учебников микроэкономики, обычно на нее ссылаются только в связи с "индексом Лернера".

Джон Мак-Ги излагает аргументы Чикагской школы относительно нерациональности хищнического ценообразования и проверяет их на материалах дела компании Standard Oil, показывая, что она не использовала этот метод конкурентной борьбы. Исторический контекст статьи заключается в том, что дело Standard Oil дало толчок для разработки закона Клейтона, направленного против ценовой дискриминации, закона, который, по мнению многих экономистов, был и излишним, и вредным.

Оливер Уильямсон обосновывает применение правила разумности (the rule of reason) в антимонопольной политике в ситуациях, когда слияния одновременно приводят к росту и рыночной власти, и экономической эффективности.

 

А.Слуцкий

 

Том пятый

reddot.gif Предисловие

I.ОЛИГОПОЛИЯ:СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И БАРЬЕРЫ ВХОДА

 

reddot.gif Эдвард Мэйсон.Ценовая и производственная политика крупного предприятия

reddot.gif Майкл Спенс.Вход,мощность,инвестиции и олигополистическое ценообразование

reddot.gif Авинаш Диксит. Роль инвестиций в предотвращении входа

reddot.gif Дэвид М.Крепс,Роберт Уилсон. Репутация и несовершенная информация

reddot.gif Уильям Дж.Баумоль. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли

reddot.gif Ашер Волинский. Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм

II.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА И РЕКЛАМА

reddot.gif Ж.Яскольд Габжевич,Ж.-Ф.Тиссе.О природе конкуренции при дифференцированном продукте

reddot.gif Ричард Шмалензи.Реклама и рыночная структура

reddot.gif Пол Милгром,Джон Робертс.Ценовые и рекламные сигналы качества продукции

 

 

III. ГРАНИЦЫ ФИРМЫ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ

reddot.gif Лестер Г.Телсер.Зачем производителям справедливая торговля?

reddot.gif Армен А.Алчян,Гарольд Демсец.Производство,стоимость информации и экономическая организация

reddot.gif Бенджамин Клейн,Роберт Дж.Кроуфорд,Армен А.Алчян.Вертикальная интеграция,присваимая рента и конкурентный процесс заключения контрактов

reddot.gif Говард П.Марвел.Исключительное дилерство

reddot.gif Г.Фрэнк Мэтьюсон,Ральф А.Уинтер.Экономическая теория вертикальных ограничений

 

 

IV. ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ,ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

 

reddot.gif Мортон И.Камьен, Нэнси Л.Шварц.Структура рынка и инновации:обзор

reddot.gif Майкл.Л.Кац, Карл Шапиро. Сетевые внешние эффекты, конкуренция и совместимость

 

 

 

V. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
reddot.gif Абба П.Лернер. Понятие монополии и измерение монопольной власти

reddot.gif Джон С. Мак-Ги. Хищническое снижение цен:дело компании Standard Oil (Нью-Джерси)

reddot.gif Оливер Уильямсон.Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния

reddot.gif Майкл Уотерсон. Экономия от разнообразия в рамках рынка

reddot.gif Титулы и выходные данные





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru