Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с.
Резюме 13 главы (Дивидендная политика)
Политика выплаты дивидендов подразумевает принятие решения о выплате прибыли фирмы акционерам либо ее реинвестировании; это решение может по влиять на цену акций фирмы как благоприятным, так и неблагоприятным образом. Ключевые факторы, определяющие дивидендную политику фирмы, перечислены ниже:
• Выбор политики дивидендов включает в себя решение следующих вопросов: 1. Какая часть прибыли должна быть выплачена в качестве дивидендов в среднем н течение определенного периода? 2. Должна ли фирма обеспечивать стабильный рост дивидендов? 3. Чему должен быть равен размер текущего дивиденда на акцию?
• Миллер и Модильяни разработали теорию иррелевантности дивидендов, которая утверждает, что дивидендная политика фирмы не влияет ни на стоимость фирмы, ни на цену ее капитала.
• Теория «синицы в руках», предложенная Гордоном и Липтнером, утверждает, что стоимость фирмы будет максимизироваться при высокой доле выплаты дивидендов, потому что инвесторы предпочитают реальные дивиденды потенциальному доходу от прироста капитала ввиду их меньшей рисковости.
• Теория налоговой дифференциации отстаиваемая Литценбергером и Рамасвами, гласит, что стоимость фирмы максимизируется при низкой доле вы платы дивидендов, поскольку инвесторы выплачивают меньшие налоги на доход от прироста капитала, чем на дивиденды
• Поскольку Эмпирическая проверка этих трех гипотез не позволила прийти к определенным заключениям, ученые попросту не могут дать менеджерам корпораций сколько-нибудь точного заключения о влиянии изменений в политике дивидендов на цены акций и капитала. Поэтому определение оптимальной политики выплаты дивидендов чрезвычайно затруднено.
• Политика выплаты дивидендов должна отражать также информационное (сигнальное) содержание и эффект клиентуры. Гипотеза информационного содержания утверждает, что инвесторы рассматривают изменение дивидендов как сигнал о прогнозируемых руководством фирмы будущих прибылях Эффект клиентуры позволяет предположить, что любая фирма привлекает к себе тех инвесторов, которым нравится ее политика выплаты дивидендов, и, следовательно, любое изменение этой политики приводит к изменению состава акционеров.
• Стратегия высокой доли выплаты дивидендов может уменьшить агентские затраты, поскольку она вынуждает фирму чаще выходить на рынки капитала и соответственно периодически подвергаться проверкам «извне».
• На практике большинство фирм старается придерживаться политики выплаты постоянно увеличивающихся дивидендов. Этот подход обеспечивает инвесторам стабильные надежные доходы и, если верна сигнальная теория, дает информацию об ожидаемом руководством росте прибыли.
• Большинство фирм применяют модель выплаты дивидендов по остаток ному принципу, которая позволяет фирме удовлетворять свои потребности в собственном капитале за счет нераспределенной прибыли.
• План реинвестирования дивидендов позволяет акционерам автоматически перечислять дивиденда на приобретение дополнительных акций своей фирмы Подобные планы пользуются популярностью среди тех инвесторов, которые не нуждаются в получении текущего дохода, поскольку они позволяют акционерам приобретать дополнительные акции без выплаты обычных брокерских комиссионных.
• При определении политики выплаты дивидендов менеджеры учитывают и другие факторы, например юридические ограничения, инвестиционные возможности, доступность и цену других источников, налоги.
• При осуществлении плана выкупа акций фирма приобретает на рынке некоторую их часть, тем самым уменьшая количество акций, находящихся в обращении, что в свою очередь приводит к увеличению EPS и цены акции. Выкуп акций может оказаться полезным при осуществлении крупных изменений в структуре капитала фирмы; кроме того, он позволяет акционерам отсрочить уплату налогов на свои доли прибыли фирмы
• Операция дробления акций проводится фирмой с целью увеличения числа акций, находящихся в обращении. Обычно в результате дробления цена акции уменьшается пропорционально увеличению числа акций — «пирог делится на меньшие куски». При выплате дивидендов акциями фирма выплачивает дивиденд не наличными деньгами, а в форме предоставления дополнительных акций Обе вышеуказанные операции применяются для удержания цены акций в пределах оптимального диапазона.
Глава 13 полностью
См также:
Павел Ватник. Теория риска (учебное пособие)
Приложение I. Анализ дисконтированного денежного потока: обзор методики
Приложение II. Основные формулы
Предметный указатель
Терминология
Глоссарий
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа