Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с.
Резюме 23 главы (Дебиторская задолженность и кредитная политика)
Данная глава посвящена проблемам дебиторской задолженности и кредитной политики. Ключевые концепции данной главы изложены ниже:
• При продаже товара в кредит возникает дебиторская задолженность.
• Для контроля дебиторской задолженности и предотвращения появления безнадежных долгов фирмы часто используют классификацию задолженности по срокам возникновения и показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях DSO. Эти инструменты не позволяют точно проследить за изменением качества общей величины задолженности.
• Оценка и анализ с позиции платежной дисциплины является наилучшим способом контроля дебиторской задолженности. Основной инструмент данного подхода — ведомость непогашенных остатков.
• Кредитная политика фирмы состоит из четырех элементов: 1) срока предоставления кредита, 2) размера скидки, предоставляемой в случае оплаты товара в более ранние сроки, 3) стандартов кредитоспособности и 4) политики в отношении недисциплинированных клиентов. Первые два показателя отражаются в условиях кредитования.
• Двумя основными источниками информации о платежной дисциплине являются кредитные ассоциации, т.е. местные группы, периодически проводящие совещания, на которых происходит обмен информацией о клиентах, и специализированные информационные агентства, занимающиеся сбором и предоставлением платной информации о кредитоспособности фирм.
• Дополнительными факторами, оказывающими влияние на кредитную политику фирмы, являются: 1) потенциальная прибыль от расширения реализации в кредит, 2) правовое регулирование и 3) используемые кредитные инструменты.
• Основной целью кредитного менеджера является увеличение объема реализации за счет расширения продажи в кредит, кредит, предоставляемый надежным клиентам, приносит дополнительный доход, в результате чего возрастает собственный капитал фирмы.
• Если фирма смягчает кредитную политику, объем реализации обычно увеличивается. Установление более льготной кредитной политики может происходить путем удлинения срока предоставления кредита, снижения стандартов кредитоспособности, перехода к менее жесткой политике по взиманию просроченной дебиторской задолженности, а также предоставления скидок. Каждое из этих действий приводит к дополнительным затратам. Фирме следует смягчать условия кредитования своих клиентов лишь до тех пор, пока прирост затрат не превысит прироста дохода.
• Анализ последствий изменения кредитной политики может проводиться двумя способами. Во-первых, может быть выполнен сравнительный анализ прогнозной отчетности о прибылях и убытках, составленной исходя из условий текущей и предполагаемой кредитной политики. Во-вторых, при помощи соответствующих формул может быть определена величина прироста прибыли как результат изменения кредитной политики.
Глава 23 полностью
См также:
Павел Ватник. Теория риска (учебное пособие)
Приложение I. Анализ дисконтированного денежного потока: обзор методики
Приложение II. Основные формулы
Предметный указатель
Терминология
Глоссарий
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа