Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с.
Резюме 27 главы (Финансовый менеджмент в транснациональных корпорациях)
В этой главе обсуждались различия между финансовым менеджментом в транснациональной корпорации и в местной фирме. Ключевые концепции, изложенные в главе, перечислены ниже:
• Международные операции становятся все более важными для отдельных фирм и для национальной экономики. Транснациональная корпорация — это фирма, которая действует в двух или более странах.
• Компании становятся международными по следующим причинам: 1) поиск новых рынков, 2) поиск источников сырья, 3) поиск новых технологий, 4) поиск путей повышения эффективности производства, 5) обход торговых и иных барьеров и 6) диверсификация.
• Шесть основных факторов отличают управление финансами, практикуемое в транснациональных корпорациях, по сравнению с местными компаниями: 1) использование различных валют, 2) экономическое и юридическое разнообразие условий, 3) языковые особенности, 4) культурные различия, 5) роль органов власти, 6) политический риск.
• Количество долларов США, которое требуется для покупки одной единицы иностранной валюты, называется прямой котировкой, в то время как количество единиц иностранной валюты, на которое можно купить один доллар США, — это косвенная котировка.
• Финансовые прогнозы более сложны для транснациональной корпорации, поскольку колебания валютных курсов делают весьма затруднительным оценивание в долларах результатов зарубежной операции.
• До августа 1971 г в мире действовала система фиксированных валютных курсов, в которой доллар США был привязан к золоту, и к нему были привязаны другие валюты. После августа 1971 г мировая денежная система изменилась в направлении системы плавающих курсов, когда ставки обмена основных валют свободно колеблются вместе с изменением рыночной конъюнктуры и в принципе не ограничены какими либо рамками международных соглашений. Центральный банк каждой страны хотя и вмешивается в деятельность валютного рынка, покупая и продавая свою валюту для сглаживания колебаний курсов обмена валют, но лишь в ограниченной степени.
• Курс спот — это курс, по которому оплачивается поставка валюты немедленно, тогда как форвардный курс — это курс, по которому оплачивается поставка валюты на согласованную дату, обычно на 30 й, 90-й или 180-й день от даты заключения сделки. Форвардный курс может быть либо с премией, либо с дисконтом по сравнению с курсом спот.
• Предоставление кредита является более рисковым в международном контексте, поскольку в дополнение к нормальному риску неплатежей транснациональная корпорация должна позаботиться об отслеживании изменений валютных курсов в период между датой совершения продажи и датой получения платежа.
• Политика работы с клиентами особо важна для транснациональной корпорации по двум причинам: 1) значительная часть торговли США осуществляется с менее развитыми странами, и в этой ситуации продажа в кредит является не обходимым условием для ведения бизнеса; 2) правительства таких стран, как Япония, чье экономическое благополучие зависит от экспорта, помогают своим промышленным фирмам конкурировать на мировых рынках за счет предоставления кредитов иностранным потребителям.
* Иностранные инвестиции похожи на внутренние инвестиции, но при этом политический и валютный риски должны быть учтены. Политический риск — это риск того, что иностранное правительство предпримет какие -либо действия, которые приведут к уменьшению стоимости инвестиций, тогда как валютный риск — это риск потерь вследствие колебаний доллара относительно иностранных валют.
• Инвестиции в международные проекты капиталовложений подвергают инвестирующую фирму валютному и политическому риску. Релевантные потоки денежных средств в бюджете иностранных капиталовложений — это потоки долларовой наличности, которые могут быть переведены в материнскую компанию.
• Евродоллары — это доллары США, помещенные на депозит за пределами США Процентные ставки по евродолларам привязаны к ставке LIBOR (ставке продавца на Лондонском межбанковском рынке депозитов).
* Фирмы США нередко обнаруживают, что можно привлечь долгосрочный капитал по более низкой ставке за пределами США путем продажи своих облигаций на международных рынках капитала. Международные облигации могут быть либо иностранными облигациями, которые являются точно такими же, как и местные облигации, за исключением того, что их выпускает в обращение иностранная компания, либо еврооблигациями, т. е. облигациями, продаваемыми в иностранных государствах, но выраженными в валюте страны происхождения компании эмитента.
Глава 27 полностью
См также:
Павел Ватник. Теория риска (учебное пособие)
Приложение I. Анализ дисконтированного денежного потока: обзор методики
Приложение II. Основные формулы
Предметный указатель
Терминология
Глоссарий
Вернуться
Координация материалов. Экономическая школа