Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Глава 6 

СУБЪЕКТИВНЫЙ РИСК И СТИМУЛЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Стимулы — суть экономики. 

Эдвард П. Лейзер 

Сложность проблемы коррупции состоит в том, что она имеет тенденцию становиться Проблемой Коррупции с большой буквы. Моральные аспекты часто заслоняют собой практические вопросы, даже если моральный вопрос относительно незначителен, п практическая деятельность очень масштабна. 

Джеймс К. Уилсон 

 

Представьте себе, что вы едете по скоростной магистрали и на панели управления появляется сигнал о перегреве вашей машины. Недалеко есть сервисная станция, и вы направляетесь туда на своей машине. Традиционный анализ этой рыночной ситуации прост: есть цена, которую нужно заплатить за устранение неисправности; или вы заплатите — и машину починят, или же рискнете, решив отказаться от ремонта. 

Таков возможный ход событий, не исключающий, однако, и другие возможности. Начав ремонт машины, механик может сказать: «У вас полетел радиатор. Новый обойдется вам в 500 дол.». Если вы неопытный водитель, то вы не способны определить, говорит ли механик правду или нет. В конце концов механик может быть заинтересован в том, чтобы продать вам новый радиатор, особенно по такой цене. Вы сталкиваетесь с той же проблемой, с которой часто сталкиваются лица, принимающие решения в организациях: когда интересы лиц, обладающих наиболее важной информацией, отличаются от интересов лиц, принимающих решения, они могут уклониться от предоставления полной и точной информации, необходимой для принятия правильного решения. Если механик вас обманывает, тем самым он наносит вред как вашим интересам, так и интересам общества. Ваши интересы ущемляются, потому что механик пытается нажиться за ваш счет, а ущерб интересам общества наносится из-за растрачивания производственных ресурсов: вместо того чтобы починить радиатор, его выбрасывают. 

Предположим, что вы решили купить радиатор и подождать час, пока его установят, а затем продолжить свой путь по автостраде и проехать еще 100 миль до вашего пункта назначения. Но по дороге вы опять замечаете сигнал на панели управления, указывающий на перегрев радиатора. Заехав на другую сервисную станцию, вы узнаете, что ваш новый радиатор был неправильно установлен и что вам придется потратить еще 35 дол. и один час на ожидание, пока неисправность будет устранена. Когда покупатели не могут легко определить качество товаров и услуг, которые они получают, у некоторых поставщиков появляется тенденция поставлять товары низкого качества или не обращать должного внимания на качество предоставляемых услуг. И опять вред причиняется и вам, и обществу. Вам — так как вы заплатили и дважды потратили время на ожидание одной и той же услуги, а обществу — потому что были напрасно израсходованы ресурсы: механики затратили два часа (а вы потратили эти два часа на ожидание) на работу, которую можно было сделать за час. 

КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО РИСКА 

Эти примеры с продажей и установкой вашего радиатора представляют собой образцы субъективного риска, который является формой постконтрактного оппортунизма, возникающей тогда, когда действия, влияющие на уровень эффективности, не поддаются свободному наблюдению, вследствие чего лицо, выполняющее эти действия, может предпочесть удовлетворить свои личные интересы за счет других. Возможность такого поведения не учтена в неоклассической модели рынков, рассматриваемой в главе 3, где (в несколько завуалированной форме) было принято допущение, согласно которому сделки, осуществляемые людьми, являются простым обменом товаров и услуг с соблюдением определенных, хорошо понятных формальностей, и стороны, участвующие в такой сделке, могут без издержек для себя удостовериться в выполнении условий сделки. 

Страхование и неправильное поведение 

Термин субъективный риск появился в сфере страхования, где он характеризовал тенденцию изменения поведения застрахованных клиентов (страхователей) в таком направлении, которое приводит к увеличению выплат страховой компании. Например, имея страховку, люди могут пренебрегать соблюдением предосторожностей, позволяющих избежать потерь или свести их к минимуму. Если бы необходимые меры предосторожности были известны заранее и могли бы быть точно измерены и зафиксированы, то контракт страхования мог бы обусловливать принятие этих мер. Однако зачастую бывает невозможно проследить за выполнением этих мер и, следовательно, не представляется возможным составить осуществимые контракты, определяющие соответствующие нормы поведения. (В контракте может быть сказано о желаемом поведении, но как страховая компания сможет определить, соблюдались ли условия контракта?). 

Проблема субъективного риска в связи со страхованием часто возникает в повседневной жизни. Например, скорее всего, вы будете намного осторожнее водить машину, взятую напрокат, в том случае, если вся финансовая ответственность за все повреждения машины ложится на вас, по сравнению с тем вариантом, когда вы приобретаете страховку типа Collision Damage Waiver и тем самым избавляете себя от расходов на устранение вмятин и царапин.



 

Продолжение текста

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90

Эволюция теории финансов




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru