Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 
100 Hot Books (Амазон, Великобритания)



 

АКСЕЛЕРАТОР (accelerator) — отношение между величиной чистых, или индуцированных, инвестиций (валовые инвести­ции минус инвестиции на замещение), и темпом изменения национального дохода. Быстрый рост дохода и расходов на потребление оказывает давление на существующие производ­ственные мощности и стимулирует предпринимателей к инвес­тициям не только на замещение существующего капитала (по мере того, как он изнашивается), но и к вложению средств в новые заводы и оборудование, чтобы удовлетворить повышение спроса.

 

 

 

Рис. 2. Акселератор. Изменение валового национального продукта и уровня инвестиций во времени.

 

 Допустим, например, что некая фирма удовлетворяет сущест­вующий спрос на свою продукцию, используя 10 машин, одна из которых ежегодно заменяется новой. Если спрос возрастает на 20%, фирма должна закупить две новые машины (в дополнение к одной машине, идущей на замещение), чтобы удовлетворить этот спрос.

Таким образом, инвестиции частично являются функцией от изменения уровня дохода:

 I = f(∆Y). Рост индуцированных инвестиций, в свою очередь, приводит к усилению эффекта мультипликатора в увеличении национального дохода.

Объединённый эффект акселератора и мультипликатора, про­являющийся в инвестиционном цикле, предлагается в качестве объяснения изменений уровня экономической активности, свя­занных с деловым циклом. Поскольку объём инвестиций за­висит от темпа изменения валового национального продукта, быстрый рост ВНП приводит к большому объёму инвестиций, когда производители стремятся увеличить свои производствен­ные мощности (момент t на рис. 2). Столь высокий уровень инвестиций увеличивает совокупный спрос и помогает под­держивать высокий уровень ВНП. Однако по мере удаления от момента времени t темпы роста ВНП замедляются, бизнесме­нам больше нет необходимости столь быстро наращивать мощ­ности и инвестиции начинают сокращаться до уровня инвести­ций на замещение. Снижение инвестиций приводит к падению совокупного спроса и вызывает в конце концов уменьшение ВНП. Поскольку ВНП в течение некоторого времени удержи­вается на низком уровне, машины начинают изнашиваться, и у бизнесменов, если они хотят поддерживать производственные мощности на уровне, достаточном, чтобы удовлетворять хотя бы сократившийся совокупный спрос, появляется необходи­мость заменить часть этих машин. Такое увеличение объёма инвестиций в момент t1 повышает совокупный спрос и стиму­лирует рост ВНП.

Подобно инвестициям в основной капитал, инвестиции в оборотный капитал до некоторой степени являются функцией от темпа изменения дохода, так что

инвестиции в запасы под­вержены аналогичному эффекту акселератора.

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

МУЛЬТИПЛИКАТОР (multiplier) — отношение изменения рав­новесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов. Мультипликационный эффект отражает следующие явления: некоторое исходное уве­личение или уменьшение уровня совокупных расходов влечёт за собой большее увеличение или уменьшение национального дохода.

Необходимо отметить две основные черты мультипликато­ра: (а) это кумулятивный процесс, а не мгновенный эффект, лучше всего его можно объяснить серией последовательных шагов прироста дохода; (б) величина мультипликатора зависит от доли прироста дохода, расходуемой на потребление (пре­дельная склонность к потреблению, МРС) на каждом последу­ющем шаге.

Предположим, что весь доход частью потребляется, частью изымается в виде сбережений (т. е. МРС и максимальная склонность к сбережению, MPS, в сумме равны единице). То­гда величина мультипликатора (К) выражается формулой

 

 Чем больше прирост потребления, вызываемый данным при­ростом дохода, тем больше мультипликатор. Таким образом, если МРС равно 0.9 и MPS составляет 0.1, величина мульти­пликатора составит 10; если МРС = 0.75 и MPS = 0.25, то муль­типликатор равен лишь 4.

 

 

 Рис. 73. Мультипликатор. а. Мультипликационный процесс. б. Эф­фект мультипликатора при увеличивающихся расходах националь­ного дохода.

 

Мультипликационный эффект проиллюстрирован на рис. 736. При значении мультипликатора, равном 4, исходный прирост совокупных расходов 500 млн ф. ст. вызовет увеличение наци­онального дохода на 2 млрд ф. ст., как видно из рис. 73а. На каждом шаге часть созданного дополнительного дохода сбере­гается и поэтому «утекает» из кругооборота. Эти средства не могут выступить в качестве дополнительных расходов на по­требление на следующем шаге. Когда накопленная сумма этих утечек в форме сбережений становится равной начальному уве­личению расходов, мультипликационный процесс прекращает­ся и экономика достигает нового состояния равновесия.

На рис. 736 показано действие мультипликационного эффек­та. При исходном уровне национального дохода OY1, если со­вокупный спрос возрастает с AD до AD1; исходное увеличение расходов АВ повлечёт за собой рост объёма выпуска и нацио­нального дохода с Y1 до Y2. Этот дополнительный доход дол­жен вызвать дальнейшее увеличение расходов (CD), которое, в свою очередь, поднимает объём выпуска и уровень нацио­нального дохода с Y2 до Y3. Этот дополнительный доход также вызовет рост совокупных расходов (EF), который, в свою оче­редь, поднимет объём выпуска и уровень национального дохо­да, и т. д. Процесс заканчивается при достижении нового рав­новесного уровня национального дохода Ye.

Кроме сбережений, изымаемых из кругооборота доходов, су­ществуют также «утечки» в виде налогообложения и импорта, которые ещё более сокращают величину мультипликатора. Поэтому более точной формулой последнего будет следующая:

 

где MPT предельная склонность к налогообложению и МРМ предельная склонность к импорту.

См. также модель кругооборота национального дохода, ак­селератор, СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ (propensity to consume), СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ (propensity to save), КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Keynesians economics), Оливье Жан Бланшар. Неоклассический синтез, Экспортный мультипликатор, Склонность к импорту

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ, или ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (business cycle or trade cycle) — колебания уровня экономической активности (фактический валовой

национальный продукт), когда перио­ды депрессий чередуются с периодами бума.

Деловой цикл делится на четыре фазы (рис. 27):

а) депрес­сия — период быстрого падения совокупного спроса в соче­тании с низким уровнем выпуска и высоким уровнем безра­ботицы, который в конце концов завершается достижением низшей точки цикла;

б) подъем — повышение совокупного спроса в сочетании с ростом выпуска и сокращением безра­ботицы;

в) бум — период, когда совокупный спрос достигает, а затем, по мере приближения к пику цикла, превышает долго­временный уровень выпуска (потенциальный валовой нацио­нальный продукт). Достигается полная занятость, а появление избыточного спроса приводит к росту общего уровня цен (ин­фляция);

г) спад — фаза, следующая за бумом. Совокупный спрос снижается, вызывая вначале умеренное сокращение вы­пуска и безработицу, а затем, по мере дальнейшего сокращения спроса, начинается депрессия.

Каковы причины циклических колебаний экономики? Одним из важнейших факторов является колеблемость инвестиций в основной капитал и инвестиций в запасы (инвестиционный цикл), которые, в свою очередь, представляют собой функ­цию ожиданий деловых кругов по поводу будущего уровня спроса. В верхней точке цикла доход стабилизируется и ин­вестиции в новые производственные мощности наконец дого­няют спрос (см. Акселератор).

 

 Рис. 27. Деловой цикл. Колебания уровня экономической актив­ности.

Это приводит к сокращению индуцированных инвестиций и вследствие понижающего эф­фекта мультипликатора вызывает падение национального до­хода, в результате чего инвестиции сокращаются еще больше. В нижней точке депрессии может произойти увеличение ин­вестиций — экзогенное (например, вследствие введения но­вых технологий) или вызванное оживлением инвестиций на замещение. В данном случае рост капиталовложений, усилен­ный эффектом мультипликатора, ведёт к увеличению нацио­нального дохода и, как следствие, объёма индуцированных ин­вестиций.

 

См. также управление спросом, цикл  кондратьева, долго­временная стагнация.

Хаберлер Г. Процветание и депрессия. Теоретический анализ циклических колебаний. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. Некоторые более поздние исследования по теории торгово-промышленного цикла (гл.8 Процветание и депрессия), Business cycle, From Wikipedia, the free encyclopedia 

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

БУМ (boom) — фаза делового цикла, характеризуемая достижением уровня выпуска, обеспечивающего полную занятость (фактический валовой национальный продукт), и изменением общего уровня цен в сторону повышения (см. инфляционный разрыв). Бум является следствием высокого уровня совокупного спроса, который либо складывается в естественном порядке, либо стимулируется экспансионистской фискальной или кредитно-денежной политикой.

См. управление спросом

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА (circular flow of national income model) — упрощённое описание денежных и физических (реальных) потоков в экономике, кото­рое служит основой макроэкономического анализа. На рис. 69а сплошные линии, отражающие денежные потоки, иллюстриру­ют покупку домашними хозяйствами товаров и услуг у пред­приятий за счёт дохода, получаемого ими от продажи пред­приятиям факторов производства (расходы на потребление). Реальные потоки, показанные пунктирными линиями, иллю­стрируют производство предприятиями товаров и услуг с помо­щью факторов производства, проданных им домашними хозяй­ствами.

Исходную модель можно дополнить, включив ряд вливаний в поток дохода и изъятий из него. На рис. 69б, не весь полу­чаемый домашними хозяйствами доход тратится — некоторая часть его сберегается. сбережения — это «изъятие» из пото­ка дохода, инвестиции — это «инъекции» денег в поток дохо­да. Кроме того, часть дохода домашних хозяйств государство облагает налогом, что приводит к уменьшению располагаемого дохода, доступного для потребительских расходов, налогооб­ложение является «изъятием» из потока дохода. В то же вре­мя государственные расходы на продукты и факторы произ­водства суть «инъекции» денег в поток дохода. Наконец, до­машние хозяйства затрачивают ещё одну часть своего дохода на импортные товары и услуги, импорт также является «изъ­ятием» из потока дохода. С другой стороны, некоторая доля продукции продаётся зарубежным потребителям, экспорт пред­ставляет собой спрос на товары и услуги отечественного произ­водства и поэтому также является «инъекцией» в поток до­хода.

 

 

 

 

 

 

Рис. 69. Модель кругооборота национального дохода, а. Ис­ходная модель, иллюстрирующая связь между денежными и фи­зическими потоками, б. Более сложная модель, включающая вливания в поток дохода и утечки из него.

См. также   совокупный спрос, равновесный уровень нацио­нального дохода, Экспортный мультипликатор, Склонность к импорту

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

ДВУСТОРОННИЕ ПОТОКИ (bilateral flows) — движение денег между секторами экономики навстречу противоположным потокам товаров и услуг. Например, доход в обмен на предоставляемые производственные факторы и потребительские расходы в уплату за потребленные товары и услуги. Двусторонние потоки позволяют игнорировать потоки товаров и услуг в экономике и концентрировать внимание на движении денег в модели кругооборота национального дохода

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

ПОДЪЁМ (ОЖИВЛЕНИЕ) (recovery) — одна из фаз делового цикла, в течение которой уровень экономической активности (фактический валовой национальный продукт) начинает повышаться. Реальный выпуск и инвестиции растут, а безработица падает. Подъём экономической активности обычно зависит от увеличения совокупного спроса, которое может происходить автономно или вызываться расширительной фискальной политикой или кредитно-денежной политикой.

См. управление спросом

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru