Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 





 

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА (Austrian school) — группа экономистов, образовавшаяся в Венском университете в конце XIX в. и  положившая начало отдельному направлению экономической теории. Основы его были заложены профессором Карлом Менгером, выступившим против классической теории ценности, которая делала упор на производство и предложение. В противовес этому К. Менгер осуществил «субъективистскую революцию», утверждая, что ценность блага определяется не стоимостью его производства, а удовольствием, или полезностью, которую потребитель получает от этого блага. В рамках данной концепции возникла теория ценности, основанная на понятии предельной полезности, согласно которой каждое последующее приращение количества блага приносит убывающую предельную полезность.

Фридрих фон Визер развил это направление, введя понятие альтернативных затрат. Евгений фон Бём-Баверк внес свой вклад в развитие теории процента и капитала, утверждая, что цена, уплачиваемая за пользование капиталом, зависит от соотношения между потребительским спросом на текущее и будущее потребление. В дальнейшем традицию, начатую К. Менгером и его последователями, продолжили Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек.

См. также классическая экономическая теория, АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА (учебные материалы)

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility) — приращение степени удовлетворения (полезности), достигаемое потребителем при потреблении или использовании дополнительной единицы товара или услуги за определённый период времени. Например, если потребитель, съев три плитки шоколада, ест четвёртую, то общая полезность повысится, а если он съест и пятую, то она будет продолжать расти. Тем не менее предельная (приростная) полезность от потребления пятой плитки шоколада, очевидно, не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления четвёртой, т. е. потребитель сталкивается с убывающей предельной полезностью по мере насыщения потребности в данном благе.

Большинство товаров и услуг проявляют свойство убывающей предельной полезности, и покупатели стремятся платить все меньше за добавочные единицы этих продуктов, так как последнее приносит все меньшую степень удовлетворения. Это объясняет, почему кривая спроса на эти продукты имеет отрицательный наклон.

См. кардиналистская полезность, ординалистская полезность, равновесие потребителя, оптимальность по парето, парадокс ценности.

 

УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (diminishing marginal utility) — принцип, согласно которому чем больше индивид потребляет какой-то продукт в определённый период времени, тем меньше удовольствие (полезность), получаемое от каждой дополнительной единицы продукта. См. рис. 129.

Принцип убывающей предельной полезности можно использовать для объяснения отрицательного наклона кривых спроса на большинство продуктов. Дело в том, что, поскольку индивиды получают все меньше удовольствия от каждой следующей единицы продукта, они будут готовы платить за каждую единицу все более низкую цену.

 

Рис. 129. Убывающая предельная полезность.

Для голодного человека полезность первого потребленного им ломтя хлеба будет высока (Qa), но по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба будет приносить все меньшее и меньшее удовольствие: так, пятый ломоть хлеба принесет только Qb дополнительной полезности.

Если бы возможно было измерение полезности в неких абсолютных единицах (см. кардиналистская (количественная) полезность), то анализ спроса можно было бы целиком построить на предельной полезности. В действительности, однако, это невозможно, и потому кривые спроса выводятся обычно из кривых безразличия, которые базируются на концепции ординалистской полезности.

См. равновесие потребителя, выявленные предпочтения

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ, или ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ (opportunity cost or economic cost) — мера экономических затрат на использование редких ресурсов (факторов производства) для производства определённого товара или услуги, выраженная количеством товаров или услуг, от получения которых вынуждены отказаться в связи с производством данного блага. Например, если большее количество ресурсов использовано для производства пищевых продуктов, то меньшее количество ресурсов пойдёт на производство напитков. Так, на рис. 4 граница производственных возможностей  (РР)  показывает количество пищевых продуктов и напитков,

 

Рис. 4. Альтернативные затраты.

которое может быть произведено с использованием ресурсов страны. Если страна решает увеличить производство пищевых продуктов с OF1 до OF2 , то для производства напитков останется меньшее количество ресурсов и оно снизится с OD1 до OD2. Наклон границы производственных возможностей показывает предельную норму трансформации (соотношение предельных затрат на производство одного товара и предельных затрат на производство другого). На практике не все ресурсы могут быть переключены с одного способа их использования на другой (см. безвозвратные затраты).

В то же время, если потребитель с ограниченным доходом решит купить большее количество одного товара или услуги, ему придётся сократить потребление других товаров или услуг. Предпочтения потребителей между продуктами питания и напитками отражены кривой безразличии II на рис. 4. Наклон кривой безразличия показывает предельную норму замены потребителя (т. е. количество одного блага, от которого он готов отказаться для высвобождения средств на приобретение дополнительной единицы другого блага).

Если кривая безразличия II является типичной для предпочтений всех потребителей между пищевыми продуктами и напитками, то всё общество будет потреблять количество OF1 пищевых продуктов и количество OD1 напитков. Только в точке А альтернативные затраты использования ресурсов (наклон кривой РР) равны альтернативным затратам расхода ограниченного дохода (наклон кривой II ).

См. также оптимальность по парето, экономическая рента

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru