Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





 

 

СУД ПО ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (Restrictive Practices Court (RPC)) — орган, ответственный отчасти за проведение политики в отношении конкуренции. В основную задачу этого Суда входят исследования и составление отчётов по фактам соглашений по ограничению торговли, соглашений по информации и поддержания розничных цен, направляемых в него управлением справедливой торговли для определения, не находятся ли они в противоречии с общественными интересами.

 

Общественные интересы вообще могут отождествляться с обеспечением эффективной конкуренции в том смысле, что законодательство в этой области включает в себя предпосылку об общей предпочтительности конкуренции по отношению к сговору. В случае ограничительных соглашений и соглашений по информации все эти соглашения считаются противоречащими общественным интересам, если участвующие в них стороны не могут доказать обратное, удовлетворив одной или нескольким из восьми «лазеек» (например, то, что соглашение является выгодным, так как повышает эффективность, увеличивает экспорт, создаёт рабочие места), и только в том случае, если выгоды перевешивают все негативные стороны. Соглашения, признанные Судом противоречащими общественным интересам, автоматически аннулируются.

 

Очень немногие соглашения были признаны законными (фактически менее 15). Подавляющее большинство соглашений (свыше 9000), зарегистрированных в Управлении справедливой торговли, были ликвидированы без формального заседания суда. Таким образом, на первый взгляд атака на сговор между производителями кажется весьма удачной. Тем не менее есть основания полагать, что многие соглашения были просто скрыты.

 

 

ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (competition policy (European Community)) охватывает, в соответствии с законодательством о конкуренции Европейского Сообщества, три основные области применения:

 

(а)     картели. Статьи 85 (1) и (2) Римского договора запрещают картельные соглашения и группы сговора (т. е. формальный и неформальный сговоры) между фирмами, содержащие фиксирование цен, ограничение объёмов производства, технического развития и инвестиций, а также раздел рынка и приводящие к ограничению конкуренции и торговли внутри Европейского Сообщества. Некоторые другие соглашения (например, соглашения, предусматривающие совместные технические исследования и специализацию производства) могут быть разрешены (формально на них в соответствии со Статьями 85 (1) и (2) налагается запрет) при условии, что они не ограничивают конкуренцию и торговлю между странами.

 

(б)    монополии/доминирующие фирмы. Статья 86 Римского договора запрещает злоупотребление монопольным положением в производстве какой-либо продукции, если оно приводит к ограничению конкуренции и торговли внутри ЕС. Критерии, на основе которых выявляются злоупотребления, аналогичны критериям, применяемым в Великобритании, а именно: злоупотреблением считаются такие действия, которые несправедливы или необоснованны по отношению к потребителям (например, ценовая дискриминация на рынках ЕС), розничным торговцам (например, отказ в поставке) и к другим производителям (например, избирательные снижения цен с целью устранения конкурентов). Фирмы, виновность которых в незаконном создании картеля и злоупотреблении монопольным положением доказана Европейской Комиссией, могут быть оштрафованы в размере до 10% их годового оборота.

(в) слияния/поглощения. Европейская Комиссия имеет право расследовать слияния, в которые вовлечены компании с общим оборотом по всем странам мира свыше 5 млрд экю (3.7 млрд ф. ст.), если при этом совокупный оборот этих фирм внутри ЕС больше 250 млн экю. Главная цель здесь также — предотвращение слияний, которые способны неблагоприятно повлиять на конкуренцию и торговлю внутри стран ЕС.

 

 

  

СОСТАВНАЯ МОНОПОЛИЯ (complex monopoly) — это, как определяется в политике в отношении конкуренции (Великобритания), ситуация, при которой два (или более) поставщика некоего продукта идут на ослабление конкуренции между собой. Составная монополия по существу аналогична олигополии, при которой фирмы хотя и проводят самостоятельную (т. е. не основанную на сговоре) политику, тем не менее действуют единообразно и достигают результата, не являющегося конкурентным (т. е. близкого к последствиям сговора). Проблема заключается в том, что зачастую трудно выявить, когда конкуренция имеет место, а когда нет. Например, если фирмы устанавливают одинаковые цены на свою продукцию, указывает ли это на конкуренцию между ними (т. е. цены выравниваются благодаря конкуренции) или на её сознательное подавление?

 

 

ТОРГОВАЯ ВОЙНА (trade war) — ситуация, при которой страны, участвующие в международной торговле, пытаются снизить количество конкурирующего импорта с помощью импортных пошлин, квот и других ограничений импорта и увеличивают объём собственного экспорта за счёт создания стимулов к экспорту. Такая политика разорения соседа, влекущая за собой эскалацию протекционизма, обычно является саморазрушительной, ведущей к падению общего объёма международной торговли и уровней доходов в мире.

 

 

СОГЛАШЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ТОРГОВЛИ (restrictive trade agreement) — форма сговора между производителями, нацеленная на устранение конкуренции целиком или частично. По большей части подобные соглашения сосредоточиваются на установлении общих цен и скидок, но также могут устанавливать производственные квоты, доли рынка и координируемые изме- нения мощности. Главное возражение против ограничительных соглашений заключается в том, что они приводят к повышению цен сверх конкурентного уровня и к защите неэффективных производителей от суровой конкуренции, конкурентная политика в большинстве стран ведёт жесткую линию по отношению к соглашениям, либо их запрещая, либо позволяя им существовать только в исключительных обстоятельствах.

 

См. также управление справедливой торговли, суд по ограничительной практике.

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ПРАКТИКА (restrictive trade practice) — способы сокращения и устранения конкуренции между производителями аналогичной продукции. Примерами ограничительной практики служат исключительное дилерство, отказ в поставке, ценовое сжатие, связанные продажи, скидки по совокупному объёму, поддержание розничных цен и убыточное лидирование. В результате проведения политики в отношении конкуренции подобная практика либо запрещается совсем, либо имеет право существовать только в случае, если можно доказать, что её существование в «общественных интересах».

 

См. управление по справедливой торговле, комиссия по монополиям и слияниям

 

 

СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ (concentration practice) — Ситуация, при которой конкурирующие фирмы, официально не заключая соглашения о создании картеля, тем не менее неофициально координируют своё поведение в отношении цен, выпуска продукции и т. д., тем самым устраняя конкуренцию между собой.

 

См. политика в отношении конкуренции европейского сообщества, сговор

 

 

НЕЗАКОННОСТЬ (per se illegality) — незаконное запрещение элементов рыночного поведения (например, соглашение по ограничению торговли) и структуры рынка (например, слияний, которые могут уменьшать конкуренцию) в рамках недискреционной политики в отношении конкуренции.

 

 

СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ (information agreement) — договорённость, согласно которой фирмы берут на себя обязательство предоставлять центральному агентству, обычно их торговому объединению, данные о ценах, скидках, условиях продажи и т. д. Эти данные собираются и затем предоставляются каждой фирме, подписавшей соглашение. Обмен информацией может происходить в форме пост- или предуведомления. В первом случае информация становится доступной для других фирм только после, например, изменения цен, в то время как в случае предуведомления фирмы предупреждаются о готовящемся изменении цен и т. п. перед осуществлением определённых действий. Вполне очевидно, что такой информационный обмен, особенно в форме предуведомления, обеспечивает благоприятную почву для сговора между конкурентами.

 

В Великобритании соглашения об обмене информацией относительно цен и условий продажи товаров должны быть зарегистрированы в управлении справедливой торговли и могут быть отосланы для экспертизы в суд по ограничительной практике.

 

См. политика в отношении конкуренции.

 

 

СОГЛАШЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ЭКСПОРТА (export restraint agreement) — добровольное соглашение между экспортирующей страной и импортирующей страной, в соответствии с которым ограничивается объём торговли определёнными продуктами. Более конкретно: на экспорт и импорт между двумя странами устанавливается лимит количества тех или иных изделий или их доли в объёме продаж внутри импортирующей страны. Таким образом, соглашение по ограничению экспорта является протекционистской мерой (см. протекционизм), направленной на защиту отечественных производителей в импортирующей стране от иностранной конкуренции и на улучшение платёжного баланса страны.

 

 

ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ (export subsidy) — прямая выплата, налоговая льгота или льготный заём с низким процентом, предоставляемые государством отечественным фирмам для того, чтобы дать им возможность снизить цены на экспортируемую продукцию (см. экспорт). Однако хотя широкое использование страной экспортных субсидий может увеличить её экспорт и улучшить её платёжный баланс, такие субсидии рассматриваются генеральным соглашением по тарифам и торговле как «нечестная» торговая практика и часто приводят к принятию ответных мер («репрессалий») со стороны других стран.

 

См. уравнительная пошлина, политика разорения соседа

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru