Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 



 

 

РАЦИОНИРОВАНИЕ (rationing) — способ распределения продукта, предложение которого меньше спроса (избыточный спрос). На свободном рынке такая ситуация не возникает — избыточный спрос «устраняется», а дополнительное предложение поощряется увеличением цены продукта (см. равновесная рыночная цена). Но если цена зафиксирована ниже своего равновесного значения (например, правительством, желающим не допустить роста цен на такие важнейшие продукты, как продовольственные товары), то карточная система является единственным практическим способом справедливого распределения имеющегося количества продукта между потребителями.

 

 

 

Например, если цена продукта зафиксирована правительством на уровне Or (рис. 102), то необходимо рационировать распределение выпуска, которое производители согласны предложить к продаже (OQr) по этой цене среди потребителей, которые предъявляют спрос на большее количество OQs.

 

См. также черный рынок, контроль над ценами.

 

 

 

ЧЁРНЫЙ РЫНОК (black market) — «неофициальный» рынок, который часто возникает, когда государство держит цену на какой-то продукт на уровне ниже равновесного и потому вынуждено вводить систему рационирования для распределения этого продукта между потребителями. Учитывая, что некоторые покупатели готовы платить более высокую цену, находятся дельцы, отвлекающие продукт с «официального» рынка, создавая тем самым параллельный вторичный рынок.

 

См. теневая экономика.

 

 

НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (illegal activities) — любая деятельность, которая, будучи запрещённой законом, исключена из исчислений национального дохода. Контрабанда наркотиков, например, нелегальна и поэтому не является частью законной экономической деятельности.

См. теневая экономика, чёрный рынок

 

 

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (black economy) — экономическая деятельность, не учитываемая в исчислении национального дохода либо потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна. Незаконная деятельность — это не то же самое, что внерыночная деятельность. Незаконная рыночная деятельность может быть вполне эффективной в рамках обычной ценовой системы, основанной на игре спроса и предложения. Примеры тому: продажа и покупка наркотиков на улице или алкоголя в 1920-е годы в США, или продуктов в Великобритании во время второй мировой войны в период действия системы рационирования. Внерыночная деятельность не связана с ценой, определяемой взаимодействием спроса и предложения. Часть внерыночной деятельности может предприниматься из альтруистических соображений, например услуги, оказываемые домохозяйкой своей семье, или работа добровольных участников благотворительных организаций. Другая часть внерыночной деятельности осуществляется на основе бартера. Например, некий механик обслуживает автомобиль некоего электрика, который, в свою очередь, делает электропроводку в доме механика. Деньги не переходят из рук в руки, и деятельность не учитывается. Чаще всего понятие теневой экономики ассоциируется с той незаконной ситуацией, когда люди работают, не указывая своих доходов.

 

См. чёрный рынок.

 

 

 

КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ (price controls) — определение правительством минимальных и максимальных цен на товары и услуги. Цена может быть фиксирована на уровне выше или ниже равновесной рыночной цены в зависимости от преследуемых целей. В первом случае, например, правительство может удерживать низкие цены на какие-либо необходимые товары (например, продукты питания) с целью помочь малообеспеченным потребителям. Во втором случае целью может стать предоставление производителю гарантий адекватного дохода (см. поддержка цен). Вообще говоря, контроль над ценами может охватывать широкий спектр товаров и услуг как часть политики цен и доходов с целью борьбы с инфляцией.

 

См. также рационирование.

В.В.Новожилов. Недостаток товаров 

 

 

ПОДДЕРЖКА ЦЕН (price support) — способ поддержания доходов определённой группы производителей посредством административного сохранения цен на их товары выше равновесных рыночных. Во многих странах система ценовой поддержки применяется исключительно для того, чтобы помочь аграрному сектору в обеспечении приемлемого уровня общих фермерских доходов. На рис. 84 ОА — равновесная рыночная цена.

 

 

 

 

Если эта цена слишком низка, чтобы адекватно «вознаградить» фермеров, правительство окажет им ценовую поддержку, подняв цену, скажем, до ОВ, по которой оно готово купить весь нераспроданный остаток продукции. Подняв цену до ОВ, правительство приобретает нераспроданную продукцию CF с общими затратами, пропорциональными площади заштрихованного прямоугольника CFGH. Главная проблема в том, что метод ценовой поддержки ставит в невыгодное положение потребителей, а также приводит к расточительному перепроизводству. Метод ценовой поддержки используется в качестве основы единой аграрной политики EC. ср. поддержка доходов.

 

См. также аграрная политика, резервный (буферный) запас.

 

 

ПОТОЛОК ЦЕНЫ (price ceiling) — максимальная цена, которая может быть назначена за продукт. Потолок цены устанавливается государством.

Ср. нижняя граница цены

См. контроль над ценами, политика цен и доходов

 

 

НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ЦЕНЫ (price floor) — минимальная цена, которая может быть назначена за продукт. Нижняя граница цены устанавливается правительством.

Ср. потолок цены

 

 

РЕЗЕРВНЫЙ (БУФЕРНЫЙ) ЗАПАС (buffer stock) — запасы товаров (медь, пшеница и т. д.), создаваемые каким-либо органом торговли или государством в целях регулирования цены этих продуктов. На данный продукт устанавливается «официальная» цена, и если рыночная цена падает ниже её вследствие избыточного предложения при фиксированной цене, то государство начинает скупать излишки продукта и увеличивать тем самым его защитный запас с тем, чтобы цена поднялась до исходного уровня. И наоборот, если рыночная цена поднимается выше фиксированной цены из-за того, что имеется избыточный спрос при этой фиксированной цене, то государство начинает продавать часть защитного запаса, чтобы понизить цену. Благодаря этому механизму цена может достаточно длительное время оставаться стабильной, не испытывая краткосрочных хаотических колебаний.

 

Однако если официальная цена завышена, то тем самым стимулируется чрезмерное производство продукта в длительном периоде и дорогостоящее накопление запасов; если же цена занижена, то это приведёт к падению предложения в длительном периоде и к дефициту.

 

См. международное торговое соглашение, поддержка цен, единая аграрная политика

 

 

ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ (income support)  

1. Политика, направленная на увеличение доходов беднейших членов общества посредством трансфертных платежей, например дополнительной материальной помощи, пособия по безработице и т. д.

 

См. отрицательный подоходный налог, принцип перераспределения дохода в налогообложении.

 

2. Метод подкрепления доходов определённых производителей посредством обеспечения прямых платежей, применяемый тогда, когда рыночные цены приносят недостаточный доход. См. рис. 83.

 

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru