Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

Павел Ватник. Границы рынка

см. Измерение концентрации и рыночной власти

  

Измерение любых характеристик какого-либо объекта предполагает, прежде всего, выделение этого объекта, установление его границ. Под объектом в нашем случае можно понимать рынок.

Понятия рынка и отрасли не тождественны. Государственная статистика в разных странах обычно ориентируется на разграничение отраслей, объединяя в рамках отрасли хозяйственные процессы, характеризующиеся общностью технологии и потребляемых ресурсов. Последнее обстоятельство существенно, в частности, при построении межотраслевых балансов.

Однако технологический подход мало пригоден для анализа конкурентных взаимоотношений фирм-производителей: конкурируют друг с другом производители продуктов, являющихся взаимными заменителями, вне зависимости от того, как и из чего они произведены. Таким образом, в наших целях рынок выделяется по признаку взаимной заменяемости продукта в потреблении.

Таким образом, товарные границы рынка — это границы взаимной заменяемости продуктов действующих на рынке фирм. Для выделения группы товаров-заменителей применяются товароведческий и статистический подходы.

Товароведческий подход базируется на анализе характера потребления товаров и объединяет в одну группу те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность или весьма близкие потребности.

Статистические подходы к установлению товарных границ рынка основываются на измерении прямой или перекрестной эластичности спроса.

Высокая прямая эластичность спроса на некоторый товар обычно свидетельствует о наличии у данного товара близких заменителей и требует объединения его в одних товарных границах вместе с заменителями. Сформированная товарная группа должна иметь умеренную эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса для товаров-заменителей положительна, а для близких заменителей она принимает к тому же большие абсолютные значения, что и служит критерием объединения товаров в рамках одного рынка.

Основанием для установления географических границ рынка служит близость цен однородного товара на различных территориальных сегментах. Особым является случай территориальной ценовой дискриминации, имеющий место, когда одна и та же фирма (монополия) устанавливает на различных территориальных сегментах разные цены, не обусловленные различиями в транспортных затратах.

 

см. также

ПЕРЕКРЁСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА (cross elasticity of demand)

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА (elastisity of demand or demand elastisity)

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ БЛАГА (substitute products)  

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ БЛАГА (complementary products)

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ (marginal rate of substitution)

Экономическая школа, лекц. 8 (заменяемость и дополняемость)

 

 

Вернуться на страницу "Перечень англоязычных экономических терминов"

Вернуться на страницу «Организация отрасли Industrial Organization»

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru