Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)


 

ПОТРЕБЛЕНИЕ (consumption) — получение потребителями удовлетворения от использования товаров и услуг, потребительские товары длительного пользования (например, стиральные машины) «потребляются» на протяжении длительного периода времени, тогда как такие продукты, как кексы, потребляются сразу же после покупки. Удовлетворение потребителей от потребления конкретного продукта отражается кривой спроса на этот продукт.

 

См. потребности, спрос, В.М.Гальперин о дифференциации доходов.

 

  

ПОТРЕБНОСТИ (wants) — желание получения товаров и услуг. Попытки удовлетворить потребности формируют основу всех видов экономической деятельности. Потребности выражаются на рынке не необходимостью или желанием, но готовностью и способностью действительно купить товар или услугу (см.спрос).

 

См. экономика 1.

 

 

СПРОС, или ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС (demand or effective demand) — потребность, нужда или желание иметь какое-то благо, подкреплённое суммой денег, необходимой для его покупки. В экономическом анализе спрос всегда основывается на готовности и способности платить, а не просто на потребности или нужде в благе. Общий спрос потребителей на благо отражается в кривой спроса.

Ср. предложение, функция спроса

См. также Уильям Баумоль, гл.8. Кривые спроса, кривые смещающегося спроса, функция спроса, кривая продаж,

кривая спроса и наблюдаемая динамика продаж (лекция 5.2, ЭШ)

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬ (consumer) — основная потребляющая и предъявляющая спрос единица в экономической теории. В экономической теории потребляющей единицей может быть отдельный покупатель товара или услуги, домашнее хозяйство (группа индивидов, принимающих совместные решения относительно покупок) либо государство.

 

См. покупатель.

 

 

ПОКУПАТЕЛЬ (buyer) — лицо, приобретающее благо или услугу. Покупателей можно разделить на две группы: те, кто приобретает сырьё, полуфабрикаты, заводы и оборудование, которые используются затем для производства других продуктов («промышленные покупатели»), и те, кто покупает продукты для личного потребления («потребители»).

 

Промышленные покупатели (главным образом это должностные лица фирмы, отвечающие за снабжение) приобретают в основном «функциональные» ресурсы для производственного процесса, обычно в больших количествах, на суммы, измеряемые тысячами фунтов стерлингов. Для них первоочередное значение имеют качество и технические характеристики поставляемых ресурсов, которые должны обеспечивать бесперебойное и эффективное протекание производственного процесса. В сделках с промышленными покупателями важное значение приобретают личные контакты, а также обеспечение технической консультации и послепродажного обслуживания.

 

Покупатели потребительских благ, напротив, приобретают гораздо более широкий круг продуктов, причём, как правило, в небольших количествах. Покупки делаются с целью удовлетворения «физических» или «психологических» нужд потребителя. Поэтому для продавцов важно понимать, что лежит в основе этих нужд, производить и продвигать на рынке те торговые марки, которые удовлетворяют выявленным потребностям покупателей, рекламирование и стимулирование сбыта являются важными инструментами формирования у потребителей определённого восприятия торговой марки и создания приверженности (потребителя) торговой марке.

 

См. дифференциация продукта.

 

 

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ (purchasing power) — степень использования каждой денежной единицы для покупки товаров и услуг. Чем больше товаров и услуг можно купить, скажем, на 10 ф. ст., тем больше покупательная способность. Покупательная способность напрямую связана с розничным индексом цен и может быть использована для сопоставления материального благосостояния среднего индивида в различные периоды времени.

 

См. инфляция, теория паритета покупательной способности.

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ (consumer goods) — любые продукты (типа стиральных машин, пива, игрушек), которые покупаются потребителями, а не предприятиями.

 

Ср. капитальные блага, товары производственного назначения.

 

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (consumer durables) — такие потребительские товары, как дома, машины, телевизоры, которые «потребляются» не сразу, а на протяжении длительного времени.

Ср. потребительские товары кратковременного пользования, В.М.Гальперин о природе капитала

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (consumer nondurables) — потребительские товары, которые расходуются и приносят удовлетворение, или полезность, непосредственно во время их потребления. К таким товарам относятся, например, пиво, бифштекс или сигареты.

Ср. потребительские товары длительного пользования.

 

ТОВАР КРАТКОСРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (nondurable good) — потребительский товар, такой как овощи, и некоторые товары производственного назначения, такие как литейные формы, которые используются в течение короткого периода, а не длительного времени.

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ (consumer credit) — заём, предоставляемый покупателям товаров и услуг, с помощью которого финансируется их покупка. К потребительскому кредиту относятся кредит в рассрочку, банковская ссуда и кредитные карточки.

См.  ПРИВЕДЁННАЯ ГОДОВАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (annualized percentage rate (APR))

 

 

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ БЛАГА (substitute products) — товары или услуги, которые рассматриваются покупателями как экономически замещающие друг друга. Например, если повышение цены на кофе заставляет покупателей «переключиться» и приобретать большее количество чая, эти два товара могут рассматриваться как заменители друг друга.

 

Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрёстная эластичность спроса на них. Перекрестная эластичность спроса взаимозаменяемых благ положительна; блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрёстную эластичность спроса.

 

См. взаимодополняемые блага.

 

 

 

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ БЛАГА (complementary products) — блага или услуги, спрос на которые настолько взаимосвязан (совмещённый спрос), что увеличение цены одного из товаров приводит к падению спроса на другой товар. Например, если цена теннисных ракеток повышается, это вызывает не только падение спроса на ракетки, но и (поскольку в теннис теперь играют меньше) сокращение спроса на теннисные мячи.

 

См. взаимозаменяемые блага, перекрёстная эластичность спроса.

 

ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (producer goods) капитальные блага и другие товары, такие как топливо и смазка, которые используются как факторы производства, в противоположность тем продуктам, которые продаются непосредственно потребителям.

Ср. потребительские товары

См.В.М.Гальперин о факторах производства

 

РЫНОК ПРОДУКТОВ (product market) — рынок, на котором продаются и покупаются продукты, а цена на товары и услуги определяется соотношением спроса и предложения.

См. ценовая система, равновесная рыночная цена

 

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, или ПОСТАВЩИК (producer or supplier) — основная единица производства и предложения в экономической теории. В экономической теории производственной единицей обычно является фирма, хотя государственные организации также производят товары и услуги.



 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 

 

 

 

 

 





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru