Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



10.4. Рост посредством вертикальной интеграции

 

Одним из частных случаев роста через диверсификацию, достаточно сильно отличающимся от других, чтобы оправдать его раздельное рассмотрение, является метод, называемый ростом через вертикальную интеграцию. В главе 6 рассматривались природа, причины и вероятные результаты различных типов вертикальных ограничений между компаниями на последовательных стадиях производства. Вертикальная интеграция, достигаемая путем слияния вверх или вниз по технологической цепочке или инвестирования, является наиболее полной формой вертикальной связи и может играть важную роль в росте фирмы.

 

Фирмы могут расти через вертикальную интеграцию просто для диверсифицированного роста, хотя в отличие от горизонтальной диверсификации обычно это слабо связано с диверсификацией риска. Здесь мы остановимся на особых мотивах роста в этой форме, которые делятся на две категории.

 

Первая охватывает случаи, когда трансакции более эффективно осуществляются в рамках организации, чем с помощью механизма рынка. Это широко рассматривалось в главе 9 (с. 19-26). Имеются информационные и контрактные затраты использования ценового механизма, особенно там, где существуют сложные технологические связи. Объединение стадий производства и предоставление предпринимателям возможности в определенных пределах выступать в качестве координатора деятельности могут несколько уменьшить эти затраты. Уильямсон развил этот довод применительно к вертикальной интеграции.26 Он выделил два случая. Первый подразумевает наличие вертикальной взаимосвязи между стадиями производства на преимущественно статичном рынке. Существуют

трансакционные затраты, связанные с заключением контрактов между сторонами, но если они однажды сделаны, никакие иные затраты больше не требуются. В этом случае вертикальная интеграция дает незначительную экономию на трансакционных затратах. Во втором случае мы вводим динамическую неопределенность. При отсутствии фьючерсных рынков всех необходимых товаров контракты неизбежно являются неполными. Контракт типа «раз и навсегда» должен учитывать все будущие случайности, что делает невозможным его заключение. Альтернативой является ряд контрактов на непродолжительные отрезки времени. Это, однако, не даст возможности поставщику составлять долговременные инвестиционные проекты. К тому же первый поставщик благодаря обретенному опыту может получить преимущества, что затруднит последующие переговоры. Вертикальная интеграция может уменьшать трансакционные затраты, устраняя необходимость контрактов подобного рода.

 

Следующей сложностью заключения рыночных сделок в этой ситуации является «риск стратегического заблуждения». Одна фирма может оказаться не в состоянии решить, выполнила ли другая свои обязательства по контракту, причем после поставки товара, поскольку информация может быть недоступной. Частным случаем такого рода является контракт на ресурс, конечная стоимость или эффективность которого подвержена технологической неопределенности. Насколько поставщик перекладывает риск на покупателя, например используя контракт «затраты плюс», настолько теряет он побудительный мотив для минимизации затрат или поддержания эффективности. Вертикальная интеграция может уменьшить риск недобросовестности, обеспечивая детальный надзор за проектом.

 

Вторая, более традиционная, категория причин для предпочтения вертикальной интеграции связана со структурой рынка и условиями предложения, а также возможностью для увеличения прибыли с помощью вертикальной интеграции. Первыми являются случаи, когда вертикальная интеграция ведет к сокращению эксплуатационных затрат (например, экономия топлива на перенагреве металла, когда объединены различные стадии производства чугуна и стали) или сокращению транспортных затрат за счет размещения двух вертикально интегрированных процессов на одном заводе.

----------------

26 Williamson О. Е. The Vertical Integration of Production: Market Failure Considerations // Amer. Econ. Rev. P. and P. 1971. 51. P. 112-123; Markets and Hierarchies: Some Elementary Considerations//Amer.

Econ. Rev. P and P. 1973. 53. P.316-325.

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru