Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



15.3. Межотраслевые различия в дисперсии темпа роста

 

Большая дисперсия темпа роста фирм в отрасли при прочих равных условиях приведет к большему разбросу размеров фирм во времени и, следовательно, к росту концентрации. Необходимо, таким образом, найти данные относительно стабильности рыночных долей на различных рынках. Одна из гипотез придает решающее значение природе конкуренции на рынке. Олигополистическое соперничество в расходах на рекламу и продуктовых инновациях рассмотрено в главах 5 и 13. Метволли32 и Ламбин33 получили данные о реакции фирм на рекламные

инициативы соперников во времени. Оба предполагали, что расходы на рекламу взаимно погашаются в течение длительного периода, так что стимул должен проистекать из выигрыша, который фирмы надеются получить в рыночной доле в коротком периоде. Они всегда надеются, что соперники не способны сравняться с ними в эффективности рекламы. Аналогичная модель конкуренции в области исследований и разработок рассмотрена Грабовски и Бакстером34 в анализе временных рядов расходов на НИОКР в химической промышленности США, хотя

выравнивание расходов в этой отрасли было не столь точным, как в случае с рекламой. Если ожидания фирм в отношении выигрыша в доле рынка сбываются, надо ожидать колебаний в долях рынка в тех секторах, где интенсивно осуществляются НИОКР и рекламная деятельность. Такой взгляд получил подтверждение в исследовании Телсером35 рыночных долей в производстве

продовольствия, мыла и косметики. Последние две отрасли характеризовались наиболее интенсивной рекламой и частыми сменами торговых марок. Они также показывали меньшую стабильность долей рынка по сравнению с рынками продовольствия. В статье, посвященной изменениям в долях рынка в различных секторах экономики Австралии, Алемсон36 также утверждает, что

конкуренция посредством расходов на стимулирование продаж и изменение продукта приводила к колебаниям долей рынка даже там, где существовали соглашения о ценах. Этот аспект особенно четко прослеживается в его исследованиях рынка сигарет и шоколада.

-----------------

32       Metwally М. М. Advertising and Competitive Behaviour of Selected Australian Firms//Rev. Econ. Statist. 1975. 57. P.417-427.

 

33       Lambin J. J. Advertising, Competition and Market Conduct in Oligopoly over Time. Amsterdam and Oxford, 1976.

 

34       Grabowski H. G., Baxter N. D. Rivalry in Industrial Research and Development: An Empirical Study//J. Industr. Econ. 1973. 21. P. 209-235.

 

35       Telser L.G. Advertising and Competition//J. Pol. Econ. 1964. 72. P. 537-562.

 

36       Alemson M. A. Demand, Entry and the Game of Conflict in Oligopoly over Time : Recent Australian Experience // Oxf. Econ. Papers. 1969. 21. P.220-247.



 

 

 

Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru