Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



7.3. Ценообразование в условиях неопределенности

 

Предыдущий анализ был проведен в условиях полной определенности. На практике, даже если фирмы точно знают свою структуру затрат, они очень редко точно знают условия спроса, с которым они сталкиваются. Если допустить это, то и анализ ценовых решений, и его общие выводы существенно изменятся. В самом деле, мало что можно сказать, не сделав предположений относительно соотношения между неопределенностью и другими переменными и о том, как рассматривают эту неопределенность те, кто принимает решения. Рассмотрение проблемы проходит по двум направлениям. Первое продолжает сосредоточивать внимание на поведении продавцов, но вводит неопределенность в кривую спроса, с которой они сталкиваются. Здесь наиболее успешный подход заключается, во-первых, в применении принципа возрастающей неопределенности, который утверждает, что разброс возможной общей выручки в результате решений продавца о цене или выпуске возрастает вместе с ожидаемой величиной общей выручки.8 Во-вторых, мы предполагаем, что принимающие решения не склонны к риску; они всегда требуют большего увеличения

ожидаемой прибыли для компенсации постоянно возрастающего риска, измеряемого разбросом прибыли. В-третьих, в отличие от случая определенности мы теперь должны различать фирмы, которые устанавливают цену и продают, еще не зная объема спроса, и которые устанавливают объем производства и продают ее по еще не известной цене, которая сложится в результате продажи. Поэтому в последнем случае неизвестна общая выручка, но известны общие затраты; в первом же случае неизвестны оба параметра, даже если известна кривая затрат. Это делает фирму второго рода более простой для анализа.

 

Рассмотрим сначала этот случай. Ранее сделанные предположения означают, что выпуск будет установлен ниже монопольного; хотя при этом есть потери ожидаемой прибыли, но имеется выигрыш от снижения риска, вытекающего из снижения ожидаемой общей выручки, который отсутствует в условиях определенности.9

 

Обращаясь к реакции выпуска на изменения в условиях затрат и спроса, можно сказать, что она также отличается, иногда разительно. В частности, стандартный результат в условиях определенности — изменение постоянных затрат или паушального налога не влияет на цену или на выпуск — теперь теряет силу. Рост любого из них снижает ожидаемую прибыль. Вследствие этого прежний уровень риска больше неприемлем и выпуск будет снижаться с целью снижения риска. (Это означает, что наличие или отсутствие реакции цены или выпуска в ответ на изменения постоянных затрат нельзя больше принимать как критерий того, максимизирует ли фирма свою прибыль.)

 

Увеличение переменных затрат снизит выпуск в условиях неопределенности, но в целом в меньшей степени, чем в том же случае в условиях полной определенности. Это связано с тем, что меньший разброс общей выручки, связанный с меньшей ожидаемой общей выручкой, подразумевает меньший, чем раньше, риск. Следовательно, степень отказа от максимальной прибыли с целью исключения риска снижается, а это до некоторой степени замедляет падение выпуска. Сдвиг вверх кривой (ожидаемого) спроса делает исключение риска более "дорогостоящим" в смысле потерянной прибыли и сам по себе приведет к росту выпуска. Вдобавок более высокая ожидаемая доходность позволит фирме, не склонной к значительному риску, рисковать несколько больше, что еще больше увеличит выпуск. Вполне возможно, однако, что проявляемая фирмой несклонность к риску возрастет при более высоком уровне ожидаемой доходности настолько, что последний эффект станет отрицательным.

---------------

8        См.: Leland Н. Е. Theory of Firm Facing Uncertain Demand // Amer. Econ. Rev. 1972. 62. P. 278-291.

9        Формально результат требует снижения абсолютного неприятия риска, когда он задается мерой Пратта—Эрроу — U"/U'. Часто предполагают, что функции полезности удовлетворяют этому

условию. О формальном выводе этого и последующих утверждений в тексте см.: Leland Н. Е. Op. cit. (см. сноску 8); Sandmo A. On the Theory of the Competitive Firm under Price Uncertainty // Amer. Econ. Rev. 1971. 61. P. 65-73.

 

 

 



Продолжение текста

См.также П.А. Ватник Теория риска   (Учебное пособие)

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru