Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



8.3. Измерение концентрации

 

При выполнении эмпирических работ по отраслевым структурам всегда, конечно, можно описательно выделить важные характерные черты. Но, глядя в таблицы данных, трудно сравнивать особенности одной отрасли с характеристиками другой. Это особенно справедливо в случае эконометрической работы, где структура отрасли рассматривается в основном с точки зрения концентрации как основного фактора, определяющего результативность рынка. Поэтому очень удобно иметь какую-то обобщающую меру или показатель отраслевой концентрации. Проблема измерения по отношению к трем другим наиболее важным характеристикам, а именно входным барьерам, экономии от масштаба и дифференциации продукта, рассматривается там и тогда, когда эти переменные вводятся в эмпирические исследования основных факторов, определяющих результативность отрасли. В частности, нам необходимы: 1) метод классификации единиц бизнеса на отдельных рынках, 2) средства измерения размеров каждой фирмы и, кроме того, размеров рынка, в пределах которого они действуют, 3) статистические средства вычисления из базовых данных индекса, который будет показывать степень концентрации. В большей части этого раздела речь пойдет о последнем из них, но сначала мы кратко рассмотрим два других.

 

Чтобы очертить границы рынков, в большинстве эмпирических исследований используется Стандартная промышленная классификация (далее: SIC).2 Это числовая классификационная схема, в

которой большее число цифр указывает на более дезагрегированную классификацию. Так, однозначная классификация разделяет широкие сектора экономики, такие как сельское хозяйство и лесная промышленность, обрабатывающая промышленность и т. д. Двузначная классификация разделяет сектора промышленности в пределах однозначного сектора,

------------------

2 См.: The Standard Industrial Classification, HMSO. London, 1984.

------------------

к примеру химическая и текстильная промышленность в пределах обрабатывающей промышленности. Три и четыре цифры дают дальнейшее разделение, а пятизначная классификация охватывает отдельные классы продуктов. В США существует дальнейшее разделение продуктов до семизначного уровня.

 

Основой для такой классификационной схемы служат общность с точки зрения производства и отсутствие учета взаимозаменяемости со стороны спроса. Ссылаясь на часто приводимый пример, можно, согласно этой системе, пластиковые ведра классифицировать как изделия пластмассовой промышленности, металлические — как продукцию металлообработки, деревянные — как изделия деревообрабатывающей промышленности. Но ясно, что все они входят в один рынок и конкурируют друг с другом. Обычно единственный способ обойти эту проблему — это работать с наиболее детализированной разбивкой по SIC (применять трех- и четырехзначную классификацию) и переклассифицировать по мере необходимости.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru