Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



8.6. Вход и прибыльность

 

Из предыдущих глав ясно, что если концентрация и является необходимым условием высокой прибыльности, то, вероятно, еще не достаточным. Если мало или совсем нет входных барьеров, то следует ожидать, что сверхприбыль будет сведена на нет конкуренцией вновь входящих фирм. Следовательно, прибыльность становится зависимой от таких элементов рыночной структуры, которые влияют на вход в отрасль. Первую существенную проверку этой гипотезы сделал Бэйн.56 Он изучил условия входа в 20 секторах обрабатывающей промышленности США относительно

барьеров трех типов: 1) абсолютное преимущество в затратах существующих фирм, возникающее вследствие либо запатентованной технологии, либо из преимущества в доступе к ресурсам; 2) существование дифференциации продукта, включая патенты, ведущей к предпочтению покупателями существующих продуктов; 3) существование экономии от масштаба как относительно размера отрасли, так и в абсолютном выражении. Тщательное исследование этих аспектов для каждой отрасли позволило Бэйну дать качественную классификацию отраслей в соответствии с величиной барьеров: «очень высокие», «значительные» или «от

--------------------

56       Bain J.S. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass., 1956.

--------------------

умеренных до низких». Индекс концентрации по восьми фирмам рассчитывался для каждого сектора для 1936-1940 гг. и для 1947-1951 гг. Эти данные затем сравнивались со средней нормой прибыли (profit rate) для каждого сектора за те же периоды. Нормы прибыли рассчитывались только для немногих доминирующих фирм в каждом секторе: Бэйн утверждал, что эти фирмы могут быть теми, кто установил ограничительную цену, поскольку они могли бы достичь оптимального масштаба и, как олигополистическая группа, нести наибольшие потери в длительном периоде от входа новичков.

 

Бэйн пришел к выводу, что главный фактор, определяющий отдачу, — входные барьеры: высокие барьеры ведут к высокой норме прибыльности, хотя различия между «значительными» барьерами и «от умеренных до низких» не вполне ясны. Концентрация продавцов, как было обнаружено, не является хорошим ориентиром для прибыльности: хотя высокие барьеры, как обнаружилось, коррелировали грубо с высокой концентрацией, в некоторых отраслях с высокой концентрацией и с барьерами от умеренных до низких норма прибыли была значительно ниже. Однако внутри категорий «значительных» барьеров и «от умеренных до низких» связь более высокой нормы прибыли с более высокой концентрацией была слабой. Наконец, в качестве главных причин высоких барьеров Бэйн идентифицировал дифференциацию продукта и рекламу.

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru