Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



8.7. Влияние других факторов на прибыльность

 

В предыдущих двух разделах уже отмечено, что исследования структурных факторов прибыльности выходят за пределы учета только концентрации и входных барьеров. В этом разделе мы рассмотрим семь других возможных факторов, которые были изучены эмпирически.

 

а) Рост

 

Огромное большинство исследований связи «структура—результативность» содержит переменную роста. Мы уже видели (т. 1, с. 318-319), что в теории связь между ростом и прибыльностью может быть положительной или отрицательной, но в более чем 3/4 всех эмпирических исследований, включая и те, обзор которых сделал Вейсс, выявлена значимая положительная связь. (В остальных никакой связи обнаружено не было.)

 

В сущности мы имеем только одно подробное исследование Брэдберда и Кейвза, выполненное на уровне отрасли.87 В то время как Команор и Вильсон, Бэйн и другие предполагали, что рост

требует расширения мощности, но мешает олигополистической координации и облегчает вход, Брэдберд и Кейвз отмечают, что рост может ослабить стимул к нарушению сговора, что фирмы могут иметь цели, связанные с прибылью и ростом, и улавливать увеличение спроса отчасти в любой из этих форм и что может быть обратная причинная связь: более низкие цены могут привлечь и удержать больше покупателей, принося меньшую прибыль, но ускоряя рост. Дальнейшее усложнение состоит в том, что измеренные темпы роста обычно представляются как показатели роста спроса, но могут отражать как случайные, так и планируемые изменения в росте предложения, будь это случайные или планируемые изменения.

 

Чтобы продолжить изучение вопроса, они взяли выборку из 77 отраслей, производящих промежуточные товары в США, и использовали темпы роста потребляющих отраслей как индикаторы исключительно роста спроса. Рассчитывая ожидаемые темпы роста на основе прошлых и допуская непредвиденный рост как разность между ожидаемым и действительным, они нашли, что непредвиденный рост повышает прибыль, причем в меньшей степени в отраслях с высокой концентрацией, возможно отражая элемент управляемого ценообразования или редкость эффекта неожиданной удачи.

-----------------

87 Bradburd R. М., Caves R. Е. A Closer Look at the Effect of Market Growth on Industries’ Profits // Rev. Econ. Statist. 1982. 64. P. 635-645. Рост на уровне фирмы рассматривается в главе 10.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru