Мюллер Д. Общественный выбор III / Пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева, А. С. Скоробогатова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики, Институт «Экономическая школа». — М. 2007. — XIV+994 с.
ГЛАВА 16
Бюрократия
Без сомнения, в том случае, если власть предоставлена группе людей, провозглашенных представителями, они, как и любые другие люди, если смогут, будут использовать эту власть во благо общества, но для своей собственной выгоды.
Джеймс Милль
Очевидно, каждый чиновник, более деятелен внутри организации, к которой принадлежит, чем гражданин внутри того, к чему он принадлежит. Таким образом, действия правительства находятся под влиянием частных интересов его членов в гораздо большей степени, чем суверенных граждан, — хотя бы только потому, что чиновник почти всегда персонально ответствен за какую-либо конкретную функцию власти.
Жан-Жак Руссо
Предшествующие главы была сфокусированы на спросе в общественном выборе. Предпочтения граждан-избирателей определяют выпуск общественного сектора. Правительство, подобно рынку в экономике чистого обмена, рассматривается исключительно как институт для агрегирования или балансирования частных спросов в целях проведения государственной политики. Кандидаты и представители в правительстве показаны как лица, заинтересованные только в том, чтобы быть избранными. Для этого они должны угождать избирателям, так что в конкурентной политической системе представители власти оказываются просто пешками тех, кто находится вне ее. Лишь в только что рассмотренной литературе о поиске ренты можно получить беглое представление о другой стороне власти. Политики могут жить не одними лишь голосами избирателей. Они также могут стремиться к достатку и досугу. Их предпочтения могут влиять на выпуск в общественном секторе.
В этой и следующей главе мы рассмотрим несколько моделей, показывающих роль правительства в определении политики, выходящую за пределы простого выявления скрытых предпочтений граждан. Они могут рассматриваться как модели предложения государственной политики.
Во многих случаях выпуск, производимый государством, контролируется и регулируется бюрократией. Термин «бюрократия» был введен французским философом Винсеном де Гурмэ (Vincent de Gourmay) в 1765 г., и со времени своего появления приобрел отрицательное звучание (van Creveld, 1999, р. 137).
В то время как термин laissez faire («невмешательство»), также введенный де Гурмэ, вызывает образы свободы действий и эффективности (по крайней мере у экономиста), термин «бюрократия» говорит о рутинном и ограниченном поведении и неэффективности. Антитеза иконному образу предпринимателя, ведущему деятельность на свободном рынке, - конформист-бюрократ, сидящий за своим столом.
Бюрократ, как и любой другой, может быть представлен как эгоистичный максимизатор полезности. Но что он максимизирует? Вебер (Weber, 1947) предположил, что настоящая цель бюрократа — власть. «Власть» — это понятие, часто используемое политологами и социологами и полностью игнорируемое экономистами1 и практиками общественного выбора. В связи со статусом Вебера
в общественных науках представляется разумным обратить внимание на его размышления по данному вопросу. Как мы увидим в следующем разделе, существует интерпретация политической власти, которая известна не только в политических науках и социологической литературе, но неплохо подходит и для анализа правительства и бюрократии в общественном выборе. Мы начнем с исследования данного понятия, а затем обратимся к моделям, которые отводят правительству некоторую степень власти над гражданами.
------------------------
1 Рыночная власть, возможность повышать цену — это единственное использование данного термина экономистами.
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90